5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
Итак, одной из характерных черт современной научной картины мира является релятивизм. Другая такая черта — это математизация естествознания, которая, начавшись еще в XVI — XVII вв., продолжается до настоящего времени, и играет в нынешней науке гораздо большую роль, чем в эпоху Галилея и Ньютона. Современная исследовательская мысль начала проникновение в такие области природы, где использование математического языка становится единственно возможным. Например, объекты микромира (атомы и элементарные частицы) вообще не поддаются точному описанию и объяснению с помощью естественного языка, и поэтому представляют собой в сегодняшнем естествознании, по преимуществу, набор сложных математических записей, понятных и доступных только специалистам в этой отрасли науки.
Еще одна важная особенность третьей научной картины мира, отличающая ее от классического естествознания, заключается в антимеханицизме. Вспомним, что ньютоновская наука характеризовалась, прежде всего, механицизмом, согласно которому все многообразие природных явлений, в конечном итоге, сводится к простым механическим взаимодействиям между физическими телами; и с помощью механики, следовательно, научное познание может охватить и исчерпать всю природу. С точки зрения современных естественнонаучных представлений Вселенная не является огромной механической совокупностью составляющих ее объектов, а представляет собой нечто неизмеримо более сложное, чем механизм, хотя бы даже грандиозный и совершенный. Многообразие природных явлений не сводится к механическим взаимодействиям, потому что последними объясняется далеко не весь окружающий мир (как казалось Ньютону), но только маленькая его часть. Более того, сами механические взаимодействия не являются в природе базисными, основными, исходными, а представляют собой следствия или проявления других, более глубоких, фундаментальных взаимодействий (сильных, слабых, электромагнитных, гравитационных), о которых речь впереди.
Другой принципиальной особенностью нынешней науки является антропный принцип (от греч. anthropos — человек). Классическое естествознание исходило из разделенности и противопоставленности объекта (окружающего мира) и субъекта (познающего человека). Считалось, что человек существует сам по себе, независимо от мира и познает его таким, какой он на самом деле, получая, следовательно, совершенно правильную, истинную картину вещей. Научное познание отражает природную реальность так же, как фотография точно воспроизводит запечатленные на ней объекты. Современная наука базируется на ином представлении: познающий человек смотрит на окружающий мир не извне, как сторонний наблюдатель, совершенно независимый от него, а, наоборот, изнутри, будучи его неотъемлемой частью. В силу этого познаваемый мир не может быть чем-то исключительно внешним, самим по себе существующим объектом, который можно отразить, воспроизвести и описать таким, каким он является «на самом деле». В результате человек видит мир как бы «через самого себя», через призму особенностей собственной природы, т.е. получает не «объективную» картину мира», а «субъективную». Кавычки здесь употребляются не случайно: под субъективной картиной мира в данном случае подразумевается не то, что каждый из нас видит мир так, как ему хочется, и наука не может достичь ничего общепризнанного и общезначимого, а то, что антропная, или человеческая природа неизбежно накладывает на познание такое ограничение, в силу которого человек принципиально не может быть чисто объективным наблюдателем «самой по себе» существующей Вселенной, потому что сам он является одним из закономерных этапов ее длительной, грандиозной эволюции. Говоря иначе, в силу антропного принципа объект и субъект познания неотделимы друг от друга, что накладывает существенный отпечаток на рисуемую современной наукой картину мира и представляет собой одно из ее важных отличий от ньютоновского, или классического естествознания. Кроме того, антропный принцип также представляет собой идею, согласно которой все параметры, константы и свойства Вселенной с самого ее рождения были таковы, что в ней на каком-то этапе ее грандиозной эволюции должен был появиться разумный ее наблюдатель — человек. Малейшее изменение хотя бы одного параметра «запустило» бы эволюцию Вселенной по другому пути, и человек в ней не появился бы.
Вопросы для самопроверки
Почему в современную эпоху роль математики в естественнонаучном познании становится все более важной?
Что представляют собой такие характерные черты третьей научной картины мира, как антимеханицизм и антропный принцип? Какую роль они играют в современном естествознании?
- Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
- 1. Наука в духовной культуре общества
- 1.1. Когда и где появилась наука?
- 1.2. Особенности и критерии науки
- 1.3. Структура научного познания
- 2. Границы науки и общие модели ее развития
- 2.1. Границы науки
- 2.2. Общие модели развития науки
- 2.3. Научные революции
- 3. Первая научная картина мира
- 3.1. Геоцентризм
- 3.2. Натурфилософия
- 3.3. Пантеизм
- 3.4. Циклизм
- 3.5. Рождение логики
- 4. Вторая научная картина мира (классическое естествознание)
- 4.1. Гелиоцентризм
- 4.2. Упадок натурфилософии
- 4.3. Механицизм
- 4.4. Деизм
- 4.5. Стационарность мира
- 5. Основные черты современного естествознания
- 5.1. Релятивизм
- 5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
- 5.3. Глобальный эволюционизм и синергетика
- 6. Общая характеристика концепций микромира
- 6.1. Вещество и поле
- 6.2. Первые модели атома
- 6.3. Элементарные частицы
- 7. Общая характеристика концепций мегамира
- 7.1. Новый взгляд на пространство и время
- 7.2. Природа всемирного тяготения
- 7.3. Планеты, звезды, галактики
- 7.4. Гипотеза Большого взрыва
- 7.5. Этапы космической эволюции
- 8. Общая характеристика концепций живой природы
- 8.1. Живая и неживая природа
- 8.2. Теория биологической эволюции
- 8.3. Гипотезы происхождения жизни
- 9. Глобальные проблемы современного мира. Часть 1
- 9.1. Обратная сторона прогресса
- 9.2. Истощение земных ресурсов
- 9.3. Загрязнение окружающей среды
- 10. Глобальные проблемы современного мира. Часть 2
- 10.1. Рост радиационной опасности
- 10.2. Увеличение численности населения
- 10.3. Пути выхода из кризиса