Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
От автора
Каждый человек живет в какую-либо историческую эпоху. Это может быть период Древнего мира или Средних веков, или Нового времени и т.д. Понятно, что любая человеческая жизнь в значительной степени зависит от своей эпохи. Вообразим, что мы с вами живем не на рубеже XX и XXI вв., а, например, на рубеже X и XI вв. или на рубеже V — IV вв. до н.э. Такой ли была бы тогда наша жизнь, как сейчас? Конечно же, она была бы совершенно иной, в зависимости от того времени, в котором мы оказались. А всякая эпоха отличается какими-либо характерными чертами или особенностями. Например, Средние века — это период безраздельного идейного господства религии и церкви во всех областях жизни человека и общества; и случись нам жить примерно в XII — XIII вв. — время расцвета Средневековья, — все мы, наверное, нисколько не сомневались бы в существовании Бога, сотворении мира и зависимости каждой человеческой жизни от божественного промысла...
Случайно или нет, но нам выпало жить на рубеже XX и XXI вв. новой эры. Эту эпоху мы называем Новейшим временем или современностью. Каковы ее главные отличительные черты? Наверное, никто не будет спорить с тем, что в современную эпоху господствующие позиции в духовной культуре человечества занимает наука. Ее прогресс в последнее столетие поражает воображение, а достижения кажутся фантастическими. Если бы мы сказали европейцу, живущему в XIII в., что можно, не выходя из дома, видеть происходящее на другом конце земли или летать по небу в сотни раз выше и быстрее самых высоких и сильных птиц, или ходить по поверхности Луны, он сказал бы нам, что ничего подобного никогда и нигде не может быть. Для нас же все эти вещи настолько привычны и просты, так прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что ничего необычайного и чудесного мы в них не видим.
Наука играет огромную роль в жизни современного человека, и он волей-неволей слишком причастен к ней. Даже если он принципиально не будет нигде и ничему учиться, даже если специально не прочитает за свою жизнь ни одной страницы, нарочно оставаясь невеждой, он все равно будет знать в сотни раз больше, чем его далекие предки из первобытности, Древнего мира или Средних веков. Ему все равно будет хорошо известно, в отличие от них, почему меняются день и ночь, зима и лето, отчего идет дождь, сверкает молния и гремит гром. Человеку не придет в голову приписывать Солнцу, Луне и звездам свойства живых существ и т.д. и т.п. Даже если ему ненавистен прогресс науки и техники, он все равно никуда не может от него деться, ведь для этого ему надо было родиться в другое время, на несколько столетий или тысячелетий раньше. Но времена, как известно, не выбирают и поэтому невозможно не считаться с той эпохой, в которую живешь. А поскольку облик современного мира во многом определяет наука, то невозможно не считаться и с ней. Напротив, надо пытаться ее понять: чем она занимается, чем отличается от других форм духовной культуры, как устроена, каким образом развивается, каковы ее цели и задачи, возможности, перспективы и границы, какие достижения и победы, проблемы и поражения человечества с ней связаны, какую роль она играет и будет играть в жизни человека и общества. Такой общий взгляд на науку (имеется в виду, прежде всего, конечно же, естествознание) и ее современное теоретическое и практическое состояние является содержанием этих лекций, которые помогут Вам закрепить и расширить свои познания в области естествознания.
- Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
- 1. Наука в духовной культуре общества
- 1.1. Когда и где появилась наука?
- 1.2. Особенности и критерии науки
- 1.3. Структура научного познания
- 2. Границы науки и общие модели ее развития
- 2.1. Границы науки
- 2.2. Общие модели развития науки
- 2.3. Научные революции
- 3. Первая научная картина мира
- 3.1. Геоцентризм
- 3.2. Натурфилософия
- 3.3. Пантеизм
- 3.4. Циклизм
- 3.5. Рождение логики
- 4. Вторая научная картина мира (классическое естествознание)
- 4.1. Гелиоцентризм
- 4.2. Упадок натурфилософии
- 4.3. Механицизм
- 4.4. Деизм
- 4.5. Стационарность мира
- 5. Основные черты современного естествознания
- 5.1. Релятивизм
- 5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
- 5.3. Глобальный эволюционизм и синергетика
- 6. Общая характеристика концепций микромира
- 6.1. Вещество и поле
- 6.2. Первые модели атома
- 6.3. Элементарные частицы
- 7. Общая характеристика концепций мегамира
- 7.1. Новый взгляд на пространство и время
- 7.2. Природа всемирного тяготения
- 7.3. Планеты, звезды, галактики
- 7.4. Гипотеза Большого взрыва
- 7.5. Этапы космической эволюции
- 8. Общая характеристика концепций живой природы
- 8.1. Живая и неживая природа
- 8.2. Теория биологической эволюции
- 8.3. Гипотезы происхождения жизни
- 9. Глобальные проблемы современного мира. Часть 1
- 9.1. Обратная сторона прогресса
- 9.2. Истощение земных ресурсов
- 9.3. Загрязнение окружающей среды
- 10. Глобальные проблемы современного мира. Часть 2
- 10.1. Рост радиационной опасности
- 10.2. Увеличение численности населения
- 10.3. Пути выхода из кризиса