3.4. Циклизм
В научной картине мира важное место занимает вопрос о неизменности или изменчивости. Все меняется или все неизменно, спрашивали себя древние греки. Скорее всего, все в мире находится в состоянии движения и вечного изменения, полагали они.
Но что представляет собой это движение? Ведь оно может быть восходящим, то есть все изменения ведут от низшего к высшему, от менее совершенного — к более совершенному. Однако также возможно, что оно является нисходящим, то есть все движется от высшего к низшему, от более совершенного — к менее совершенному. Первый вариант движения называется прогрессом (от лат. progressus — движение вперед), а второй — регрессом (от лат. regressus — движение назад). И, наконец, возможен третий вариант движения и изменения: все происходит не по восходящей линии и не по нисходящей, а движется по кругу, постоянно проходя одни и те же пункты и этапы. Такой вариант движения называется циклизмом (от греч. kyklos — круг). Именно так и представляли себе движение древние философы. Все вечно повторяется, считали они, все мироздание — грандиозный и вечный круговорот вещей и предметов.
Философ Гераклит, который утверждал, что «все течет и ничто не останавливается», что движение есть единственно возможный способ существования мира, говорил: «Дорога туда и обратно — одна и та же». То есть, с его точки зрения, мироздание является вечным движением, но совершается оно по круговой траектории (направлению) и никак иначе. Так же Гераклиту принадлежит известное утверждение: «Этот Космос — один и тот же для всего существующего не создал никто из богов и никто из людей, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, то затухающим, то воспламеняющимся». Это высказывание Гераклита говорит о том, что по его представлениям мироздание периодически возникает из огня и, существуя какое-то время, погибает в огне для того, чтобы потом вновь из него появиться. Другой известный греческий философ Демокрит утверждал, что наш мир складывается из атомов, носящихся в пустоте, и через некоторое время распадается на них, после чего опять из них собирается.
То, что древние философы представляли себе мироздание в качестве вечного грандиозного круговорота, неудивительно. На их месте мы, наверное, думали бы точно так же. Что мы наблюдаем вокруг себя каждый день, месяц и год? Постоянное движение и изменение, в котором все всегда повторяется, то есть идет по кругу. День сменяется ночью, а после нее наступает новый день. Солнце движется над нами всегда в одном и том же направлении, проходя свой дневной путь с Востока на Запад тысячи и миллионы раз. Последовательно и неизменно меняются лунные фазы: то мы видим на ночном небе тоненький серп Луны, то половину ее, то полную Луну, после чего она начинает убывать, исчезает вообще, а потом появляется опять и снова растет. Из брошенных в весеннюю землю семян тянутся к летнему солнцу молодые побеги, на исходе лета они дают новые семена, которые следующей весной станут новыми побегами. Листья деревьев появляются и опадают каждый год. И человеческая жизнь не является исключением из общего правила мирового круговорота. Человек рождается, растет, взрослеет, у него появляются дети, которые точно так же растут, взрослеют, стареют, оставляя после себя новые поколения людей, которые будут повторять путь своих предков.
Если мы видим вечное круговращение, то почему бы нам не предположить, что оно является одним из главных принципов мира, представляет собой одну из основных черт всего существующего. Так и думали древние греки — авторы первой научной картины мира, важной особенностью которой был циклизм.
Вопросы для самопроверки
Что такое прогресс и регресс?
Что такое циклизм? Какие известные греческие философы говорили о мировом круговороте?
Почему древние греки думали, что все в мире движется и меняется по круговому направлению?
- Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
- 1. Наука в духовной культуре общества
- 1.1. Когда и где появилась наука?
- 1.2. Особенности и критерии науки
- 1.3. Структура научного познания
- 2. Границы науки и общие модели ее развития
- 2.1. Границы науки
- 2.2. Общие модели развития науки
- 2.3. Научные революции
- 3. Первая научная картина мира
- 3.1. Геоцентризм
- 3.2. Натурфилософия
- 3.3. Пантеизм
- 3.4. Циклизм
- 3.5. Рождение логики
- 4. Вторая научная картина мира (классическое естествознание)
- 4.1. Гелиоцентризм
- 4.2. Упадок натурфилософии
- 4.3. Механицизм
- 4.4. Деизм
- 4.5. Стационарность мира
- 5. Основные черты современного естествознания
- 5.1. Релятивизм
- 5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
- 5.3. Глобальный эволюционизм и синергетика
- 6. Общая характеристика концепций микромира
- 6.1. Вещество и поле
- 6.2. Первые модели атома
- 6.3. Элементарные частицы
- 7. Общая характеристика концепций мегамира
- 7.1. Новый взгляд на пространство и время
- 7.2. Природа всемирного тяготения
- 7.3. Планеты, звезды, галактики
- 7.4. Гипотеза Большого взрыва
- 7.5. Этапы космической эволюции
- 8. Общая характеристика концепций живой природы
- 8.1. Живая и неживая природа
- 8.2. Теория биологической эволюции
- 8.3. Гипотезы происхождения жизни
- 9. Глобальные проблемы современного мира. Часть 1
- 9.1. Обратная сторона прогресса
- 9.2. Истощение земных ресурсов
- 9.3. Загрязнение окружающей среды
- 10. Глобальные проблемы современного мира. Часть 2
- 10.1. Рост радиационной опасности
- 10.2. Увеличение численности населения
- 10.3. Пути выхода из кризиса