logo
Прил 4 Курсовой - пример

2.6 Определение относительных масс топлива

Если предположить, что коэффициенты относительных масс у всех ступеней одинаковы, = = , то потребные массы ступеней образуют геометрическую прогрессию [1]:

.

Отсюда следует, что стартовые массы ступеней трехступенчатой ракеты со стартовой массой определятся по формулам:

, .

В результате получаем:

кг,

кг.

Калибр ракеты

= = 1,922 м,

где – стартовая масса ракеты в тоннах.

Примем калибр ракеты = 1,9 м, а диаметр двигателя третьей ступени – = 0,9 м.

Начальная поперечная нагрузка на мидель ракеты

кг/м2.

Определение относительных масс топлива и удлинений зарядов проводим методом последовательных приближений [1].

Находим массы РДТТ всех ступеней по формуле

,

где ; = 0,016 – коэффициент пропорциональности массы хвостового отсека для проектируемой ракеты.

кг,

кг,

кг.

Масса РДТТ складывается из массы двигательной установки и полной массы топлива за вычетом достартового расхода :

+ [(1+ .

Если известны отдельные составляющие этой формулы, то по заданной массе РДТТ можно определить . Затем можно вычислить относительную массу топлива

.

Поэтому определяем составляющие этой формулы.

1. Относительная масса цилиндрической части камеры сгорания

,

где = 1,2 – статистический коэффициент; f = 1,2 – коэффициент безопасности; – предел прочности, МПа; – плотность материала обечайки, кг/м3.

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3.

2. Относительная масса переднего и заднего днищ .

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3.

3. Относительная масса тепловой защиты

,

где = 110-6 м2/с (по данным статистики).

Для вычисления толщины свода необходимо выбрать значения относительной толщины свода горения такие, чтобы выполнялось условие , проверяемое в конце расчета, после определения значения . Принимаем  = 0,39. Тогда = =  м; =  м.

Скорость горения топлива вычисляем по формуле = 5,75  мм/с.

uг1 = 5,75 = 13,85 мм/с,

uг2 = 5,75 = 13,21 мм/с,

uг3 = 5,75 = 12,52 мм/с.

Относительные массы тепловой защиты

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3.

4. Относительные массы бронировки заряда

,

.

Для щелевого заряда  = 2,  = – 0,11,  = 0,6, коэффициент  = 0,1 мм/с и является постоянным для данного бронирующего материала.

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3,

кг/м3.

5. Относительная масса сопла

,

где = 20 – угол полураствора конического сопла; = 6∙10-3 – относительная толщина стенки сопла; = 12∙10-3 – относительная толщина слоя теплозащитного покрытия.

,

,

,

,

6. Коэффициент относительной массы узлов крепления ступеней .

, , .

7. Относительная масса топлива .

,

.

8. Масса ступеней

Полученные выражения для масс ступеней должны равняться заданным, т.е.

,

,

.

Из этих уравнений находим относительные длины зарядов.

, , .

Теперь можно определить значения относительного диаметра критического сечения сопла двигателей

,

,

.

Относительная толщина свода горения должна удовлетворять условию :

,

,

.

Так как необходимое условие выполняется для всех ступеней, то можно определить относительные массы топлива.

μт1 = 1357,0·3,0·1,93/45100 = 0,6190,

μт2 = 1357,0·0,94·1,93/14503,8 = 0,6032,

μт3 = 1345·2,79·0,93/4664,3 = 0,5865.

Наконец вычислим массу топлива каждой ступени :

mт1 = 0, 6189·45100 = 27917 кг,

mт2 = 0, 5987·14503,8 = 8749 кг,

mт3 = 0, 5870·4664,3 = 2736 кг.

Полученные результаты расчетов сведем в таблицу 3.

Таблица 3 – Результаты расчета параметров ракеты

Паpаметp

№ ступени

1

2

3

кг

45 100

14 503,8

4664,3

кг

29 874,6

9607,4

3089,7

мм/с

13,85

13,21

12,52

кг/м3

37,939

33,724

29,508

кг/м3

18,97

16,86

14,75

0,179

0,103

0,185

0,40

0,40

0,39

м

1,9

1,9

0,9

, мм

760

760

351

кг/м3

9,676

9,907

14,784

кг/м3

9,676

9,907

14,784

кг/м3

–1,622

–1,7

–1,794

кг/м3

8,848

9,275

9,784

17,9

49,6

74,2

кг/м3

19,54

60,17

98,08

0,6

0,57

0,53

кг/м3

1357

1357

1345

3,0

0,94

2,79

0,6190

0,6032

0,5865

кг

27 917

8749,0

2736

м/с

2569,4

м/с

2866,3

3030,8

3035,1