Гуманитарные, социальные науки
Философия, история, языки, филология, логика, право, юриспруденция, экономика, культурология, искусствоведение, педагогика …
По Бертрану Расселу:
из его «Истории западной философии».
«Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное оказывалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит к науке, все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой, имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия.
Почти все вопросы, которые больше всего интересуют спекулятивные умы, таковы, что наука на них не может ответить, а самоуверенные ответы теологов более не кажутся столь же убедительными, как в предшествующие столетия. Разделен ли мир на дух и материю, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает независимыми силами? Имеет ли Вселенная какое-либо единство или цель? Развивается ли Вселенная по направлению к некоторой цели? Действительно ли существуют законы природы, или мы просто верим в них благодаря лишь присущей нам склонности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроному — крошечным комочком смеси углерода и воды, бессильно копошащемся на маленькой и второстепенной планете? Или же человек является тем, чем он представлялся Гамлету? А, может быть, он является и тем и другим одновременно? Существуют ли возвышенный и низменный образы жизни, или же все образы жизни являются только тщетой? Если же существует образ жизни, который является возвышенным, то в чем он состоит и как мы можем его достичь? Нужно ли добру быть вечным, чтобы заслуживать высокой оценки, или же к добру нужно стремиться, даже если Вселенная неотвратимо движется к гибели? Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой — просто максимально рафинированная глупость?»
Поражает другое. Как в роде человеческом уживаются и соседствуют самое дикое, темное мракобесие и фантастические успехи в познании Вселенной, изысканность интеллекта, изящество мысли. Право, это куда удивительней, чем «нравственный закон внутри нас», который наряду со «звездным небом» так потряс Иммануила Канта. Между прочим, Катон в свое время полагал, что самое удивительное это — «как два гаруспика (штатные предсказатели в Риме) удерживаются от смеха, беседуя на профессиональные темы».
Эволюция науки.
Наука начинается с использования произведенных наблюдений для предсказания будущего.
Научное отношение является столь же древним, как сама культура.
К настоящему времени накоплен громадный фактический материал, который свидетельствует в пользу интенсивной познавательной деятельности человечества не только на заре его письменной истории, но и в эпоху неолита. Важными данными в этом отношении располагает астрономия. Вопрос состоит в том, оправданно ли вынесение за рамки научной деятельности астрономической ориентации египетских пирамид или, скажем, еще более впечатляющего строительства Стоунхенджа — ориентированной по Солнцу и Луне астрономической обсерватории каменного века, возведение которой потребовало как минимум полутора миллионов человеко-дней трудовых затрат на протяжении нескольких столетий? А ведь истоки Стоунхенджа по времени на несколько столетий предшествуют падению гомеровской Трои и являются завершающим этапом тысячелетней истории мегалитической астрономии. Вряд ли оправданно утверждать, что целеустремленная и не имеющая непосредственного практического выхода деятельность обществ людей на протяжении тысячелетий могла осуществляться без достаточно развитых элементов теоретического мышления.
На равнине Салисбери в Уилтшире, в Англии, в 80 милях на юго-запад от Лондона, находится— Стоунхендж.
Его изучали на протяжении веков, и тем не менее так и не удалось раскрыть главную загадку — кто и зачем построил Стоунхендж? Но современной науке все же удалось поднять завесу над многими его тайнами. Теперь уже всеми признано, что Стоунхендж с самого начала был астрономической обсерваторией, ориентированной точно на летнее солнцестояние. Радиоуглеродный анализ уже давно подтвердил, что первоначальным сооружениям Стоунхенджа около 4800 лет. Вначале эта датировка была встречена насмешками, потому что, согласно ортодоксальной истории, в Англии в это время никто не мог обладать знаниями, необходимыми для того, чтобы спроектировать или построить такое сооружение.
В марте 1996 года общество "Английское наследство" опубликовало результаты тщательного двухлетнего изучения Стоунхенджа с применением новейших методов математического анализа и самой современной методикой радиоуглеродных проб, дающей точность до 80 лет. На основании этого новейшего исследования сооружения Стоунхенджа были датированы приблизительно 2695 годом до РХ (±2%), то есть оказалось, что они еще старше, чем показывали предыдущие замеры!
Стоунхендж — это не обычный объект в том отношении, что здесь с самого начала раскопки вели астрономы, а не археологи. Еще в 1740 году Уильям Стакли установил, что центральная ось, проходящая через Алтарь и Пяточный камень, и направленная вдоль Аллеи, ориентирована на точку, совпадающую с положением восходящего солнца в период летнего солнцестояния. Такая ориентация главной оси была подтверждена в 1902 году сэром Норманом Локьером. Затем начались споры о возможности применения Стоунхенджа для других астрономических целей, так как здесь имелось много других непонятных особенностей. В 1963 году было высказано предположение, что Стоунхендж использовался не только для наблюдений за солнцестоянием, но также и для предсказания времени равноденствия. Затем, в 1964 году Сесил Ньюхэм огорошил академический мир утверждением, что Стоунхендж применялся также в качестве лунной обсерватории — такое заключение он сделал, основываясь на прямоугольной форме расположения четырех базовых камней. Его открытия были подтверждены в 1963—1965 годы в ряде работ профессора Джеральда Хокинса, пользоваввшегося компьютерным анализом. Хокинс доказал, что Стоунхендж не только был ориентирован на некоторые главные точки цикла движения Луны, но также рассчитан на возможность предсказания лунных затмений. Но это уже было слишком для мира ученых мужей, ведь лунные циклы более сложные, чем солнечные, и было невозможно представить себе, чтобы неолитический человек обладал такими передовыми познаниями в астрономии.
Неоспоримый вывод из этого состоит в том, что, кто бы ни проектировал Стоунхендж, он должен был заранее знать точную продолжительность солнечного года и цикла обращения Луны. Но что еще более поражает, так это то, что эти древние астрономы знали, как определить единственную позицию, с которой можно произвести измерение 19-летнего цикла движения Луны! Во многих современных учебниках данным о Стоунхендже уделяется недостаточно внимания, и это понятно, потому что ортодоксальная история просто не в состоянии объяснить столь высокий уровень знаний у людей, которые пришли сюда 5 тысяч лет назад.
Известный английский этнограф и социолог первой половины XX в. Б. Малиновский защищает положение о глубокой древности науки: «Как бы мы ни определяли слово «наука» в той или иной философской или эпистемологической системе, ясно, что наука начинается с использования произведенных наблюдений для предсказания будущего. В этом смысле как дух науки, так и научная деятельность должны существовать в разумном поведении человека еще тогда, когда он только начинал свой путь творения, конструирования и развития культуры».
Это формирующееся праобщество — первобытное человеческое стадо — появилось 1 — 1,5 млн лет назад.
Второй скачок — смена палеоантропов людьми современного типа произошел на рубеже раннего и позднего палеолита 35— 40 тыс. лет назад. Именно в этот период завершилось формирование основ для последующей трудовой и познавательной деятельности человечества: мышления и речи.
Главным признаком неолитической революции служит смена экономики присваивающей (охота, собирательство) на экономику производящую (скотоводство, земледелие). «Первая революция, которая трансформировала человеческую экономику, дала человеку контроль над его собственным запасом пищи».
Знания, приведшие к одомашниванию животных и к культивированию злаков, которые заметно возвышались над обыденными знаниями той эпохи и стали фундаментом первой социальной революции в истории человечества, следует признать научными знаниями.
Рис. Демографический взрыв.
А. На протяжении большей части человеческой истории численность населения росла очень медленно, но сейчас его рост стал взрывообразным. Данные до 1800 г. оценочные (с разрешения из кн. Е. J. Kormondy, "Concepts с Ecology", 3rd ed., Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, Inc., 1984).
Б. Рост народонаселения приведен более детально для 1700-1989 гг. * экстраполирован до 2050 г.
Рост численности населения выражает суммарный результат всей экономической, социальной и культурной деятельности, составляющей историю человечества.
Для этого оказалось возможным на основе системного подхода и синергетики предложить математическую модель для феноменологического описания мирового демографического процесса. В предположении автомодельности это позволяет описать развитие человечества на протяжении практически всей длительности нашей истории и дать оценки
времени начала развития ~ 4,4 млн. лет тому назад и
числа людей, когда-либо живших, ~ 100 млрд.
В рамках модели описываются также крупные периоды, выделенные историей и антропологией циклы социально-экономических и технологических этапов роста.
Главной особенностью современного периода стала демографическая революция — переход от роста к стабилизации населения Земли в обозримом будущем
на уровне ~ 14 млрд.
Научная революция – радикальная смена картины мира.
Научное знание постоянно изменяется по своему содержанию и объему, обнаруживаются новые факты, рождаются новые гипотезы, создаются новые теории, которые приходят на смену старым. Происходит научная революция (HP).
- Лекция 1
- Гуманитарные, социальные науки
- 17 Века. Коперник, д. Бруно, Галилей:
- Пределы научно-технического прогресса
- 3 • 1022 Эрг/с составляют уже около 1 % потока солнечной энергии, непрерывно падающей на Землю.
- Мы одиноки во вселенной
- Два документа, для размышлений. А. Эйнштейн «Письмо к потомкам»,
- Написанное собственноручно Альбертом Эйнштейном 10 августа 1938
- Аллен Даллес,