logo
Лекция1

17 Века. Коперник, д. Бруно, Галилей:

Переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической модели мира.

Пример — переход от представлений мира по Аристотелю к пред­ставлениям Галилея — Ньютона. Этот скачкообразный переход непред­сказуем и неуправляем, рациональная логика не может определить, по какому пути будет далее развиваться наука и когда свершится переход в новое мировоззрение.

основные черты научной революции таковы: необходи­мость теоретического синтеза нового экспериментального мате­риала; коренная ломка существующих представлений о природе в целом; возникновение кризисных ситуаций в объяснении фактов.

По своим масштабам научная революция может быть

частной, затрагивающей одну область знания;

комплексной — затрагиваю­щей несколько областей знаний;

глобальной — радикально меня­ющей все области знания.

Глобальных научных революций в раз­витии науки считают три.

Если связывать их с именами ученых, труды которых существенны в данных революциях,

то это — ари­стотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Теория относительности.

Квантовая теория.

Генный код.

Характер естественно-научных и социальных законов.

Формы естественно-научных законов:

Е =mс2 F = am E =hυ

- Графическое изображение

- Таблицы (Периодическая система)

Научный метод. Метод проб и ошибок.

Гипотеза 1 эксперимент 1 Гипотеза 2 эксперимент 2 ….. Теория

Экспериментальная проверка.

О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвященья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, Бог изобретатель.

А.С.Пушкин

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдёт мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,-

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро-

А за грехи, за темные деяния

Спасителя смиренно умоляют.

Научно-техническая революция. (НТР)

Научно-техническая революция характеризуется радикальной сменой средств производства.

Первая научно-техническая революция произошла в эпоху неолита и характеризует переход сообщества людей от охоты и собирательства к оседлому образу жизни и возделыванию земли.

Вторая научно-техническая революция (18-19 век) характеризует замену в производстве

мускульной энергии паровыми машинами.

Цивилизация в ХХ-ом столетии.

ВЕРНАДСКИЙ

Мы мысленно не сознаем еще вполне, жизненно не делаем еще всех следствий из того удивительного, небывалого времени, в которое человечество вступило в XX в.

Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете.

Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты - в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты.

Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности.

Он научно установлен на протяжении последних 20-30 тысяч лет, но ясно проявляется со все ускоряющимся темпом в последнее тысячелетие.

Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства - человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь.

Главными событиями, определившими облик цивилизации XX века, стали великие научные открытия. Начало таким открытиям положило обнаружение рентгеновских лучей, явления радиоактивности и деления ядер в работах К.Рентгена, А.Беккереля, супругов Кюри, Э.Резерфорда, О.Ганна и др.

Развитие теоретической физики в работах А.Эйнштейна, М.Планка, Э.Шредингера, Э.Ферми и др. привело к созданию теории относительности, квантовой механики и электродинамики, теории поля и элементарных частиц. Работы А.Эйнштейна, А.А.Фридмана, Э.Хаббла, Г.А.Гамова, Я. Б.Зельдовича и др. в области астрофизики и космологии создали целостную картину строения Вселенной.

В области биологии трудами Т.Моргана, Н.К.Кольцова, Д.Уотсона, Ф.Крика, Г.А.Гамова и др. было раскрыто строение ДНК и установлен механизм передачи генетической информации.

Практическими результатами всех этих работ стали овладение атомной энергией, создание вычислительной техники, освоение космоса, создание лазеров, и возможность манипуляций с генами.

Всё это определило технический и технологический прогресс человечества во второй половине XX века. Скорость развития науки в наше время поражает. Бук­вально в продолжение одной- двух человеческих жизней произошли гигантские изменения в физике, астрономии, биологии, да и во многих других областях. Вместе с тем сто лет — это так мало не только по сравнению с примерно 3 миллиардами лет с тех пор, когда на Земле зародилась жизнь, но и с возрастом современного вида людей (homo sapiens), составляющим порядка 50 тысяч лет!

В 1936 г. В.И.Вернадский писал:

«И как раз в наше время, с начала XX в., наблюдается исключительное явление в ходе научной мысли. Темп его становится совершенно необычным, небывалым в ходе многих столетий. Одиннадцать лет назад я приравнял его к взрыву - взрыву научного творчества. И сейчас я могу это только еще более резко и определенно утверждать…».