logo
Argumenty_k_zadaniyu_S

II. Человек и государство

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя

Вариант вступления.Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.

— А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти».

— А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк».

— М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).

Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.

Проблема трагедии эмиграции

Вариант вступления.Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю.

— И. А. Бунин. Рассказ «Косцы».

— В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река».

— С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».

Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве

— А. Ахматова. Поэма «Реквием».

— А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича».

— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».