logo
Argumenty_k_zadaniyu_S

I. Философско-нравственные проблемы

Проблема поиска смысла жизни

Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.

1) Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир».

— Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек.

«)А. П. Чехов. Рассказ «Студент».

— Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.

Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути

Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.

1) Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым…

2)М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

3)В. Быков. Повесть «Сотников».

Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней)

Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».

1) А. Твардовский. Поэма «По праву памяти».

2)Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок».

3)Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое».

4)И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне».

5) В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни

1) А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин).

2) М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

3) И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич).

4) И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско».

5) Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов).

6) А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев).

7) М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко».

8) М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).

Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.)

Литературные аргументы:

1) Проблема нравственной стойкости:

— М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов).

— А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

— Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая).

— В. Быков. «Сотников».

2) Проблема нравственного падения:

— А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия».

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды).

— А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения).

— А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин).

— М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин).

— А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Проблема милосердия, сострадания

— А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин)

— И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий».

— Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида).

— В. Тендряков. «Хлеб для собаки».

Проблема чести, благородства, справедливости

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв).

— М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).

Проблема судьбы

— Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин).

— М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).

Проблема истинной дружбы

— А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа).

— И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).

Проблема воспитания

— В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой).

— М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин).

— А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву).

— Д. И. Фонвизин. «Недоросль».

— Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова).

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).

Проблема внутренней свободы (несвободы)

— А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником).

— А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

Проблема отцов и детей

Литературные аргументы:

— К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

— И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).

Проблема равнодушия, душевной черствости

— А. Платонов. Рассказ «Юшка».

— А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч».

— А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня».

Проблема преданности, верности в любви

— А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера).

— И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда).

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).

Проблема веры (безверия)

Литературные аргументы:

— М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).

Проблема счастья

— И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер».

— А. П. Чехов. Рассказ «Студент».

Проблема совести

— М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).

— Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов)

Проблема античеловечной сущности войны

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы».

— М. Шолохов. Рассказ «Родинка».

— Ю. Бондарев. Рассказ «Война».

— М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)