logo
Инновационный менеджмент / М

4.Страх нового у «трёхцветных»

Путинский режим наплодил гамму «сверхмощных госкорпораций»: в атомной отрасли, авиапроме, судостроении, нанотехе и т.д. Они действительно могли бы стать сильными локомотивами инноваций. При одном условии — если бы поставили перед собой задачи произвести то, чего нет ни у кого в мире. То есть, применили бы «подрывные инновации» (западный термин), которые открывают совершенно новые рынки или рыночные ниши.

Пример такой инновации — сотовая телефонная связь в конце 1980-х. Или советская (первая в мире) атомная электростанция в 1954 г.

Делать то, что не делает никто в мире — единственный выход РФ из нынешней ситуации. Ибо за время после гибели СССР мировые рынки техники переделены и нам там места нет.

Как могла бы выглядеть нормальная постановка дела в РФ при создании всех её госкорпораций? Очень просто.

Скажем, атомной корпорации ставится задача — создать первый в мире реактор второго поколения. Тот, который будет работать на необогащенном уране. (Помимо поддержания текущей техносферы).

Авиастроительной корпорации (ОАК) — не только строить уже имеющиеся марки машин, но и создать принципиально новые самолеты: типа «летающее крыло» (Ту-404) или гиперзвуковые лайнеры (Ту-2000).

Судостроительной корпорации (ОСК) — строить суда не только для внутреннего пользования, но и принципиально новые корабли: экранопланы и водоизмещающие суда с передним приводом, например.

И так далее. Главное — сделать ставку не на догоняющее, а на опережающее развитие.

А что получается в жизни? Задачами перед госкорпорациями ставится производство принципиально старой техники, что заранее обрекает дело на фиаско. Посмотрите на планы Объединённой авиастроительной корпорации: вся та же картина «медленным шагом — робким зигзагом». Стержневым проектом делается «Сухой Суперджет»: весьма условно «российский» самолёт (на 60% из иностранным комплектующих), который при этом построен по идеологии 1960-х годов — двухдвигательного моноплана. А где же принципиально новое? То, что позволит нам стать монополистом на открытых нами же рыночных сегментах? Полностью отметены проекты создания пассажирских самолётов революционного нового типа «летающее крыло». В создании беспилотных аппаратов — то же копирование иностранных образцов вчерашнего и позавчерашнего дня.

В судостроении ставится задача производить обычные водоизмещающие суда, конкурируя с далеко ушедшими вперёд (и уже переделившими мировой рынок) американцами, финнами, норвежцами, китайцами, японцами, корейцами, индийцами...

В «Росатомпроме» — всё те же водо-водяные реакторы...

Почему это происходит? Потому что госкорпорации РФ возглавляют не новаторы (подобные Королёву, Курчатову или Челомею), а чиновники.

Посмотрите на тех, кого Путин поставил руководить созданными «суперкорпорациями». Вы там хоть одного великого конструктора видите? Хотя бы одного человека масштаба и кругозора Туполева, Яковлева, Ильюшина? Нет — там совсем иные существа. Один — недомерок, сомнительный финансовый делец, один из авторов дефолта-98. Другой — гешефтмахер 90-х.  Третий — серый позднегорбачёвско-ельцинский бюрократ. Энергетикой заправляет Чубайс — инноватор ещё тот. Минобороны — бывший торговец мебелью и налоговик.  При Путине, наоборот, носители смелых инновационных планов выбрасываются из власти железной рукой.

Инициатор прорывного развития Минатома Евгений Адамов, отстаивавший проект реактора нового поколения «БРЕСТ» — отставлен. Энтузиаст строительства нового многоразового корабля, межорбитального буксира, новых орбитальных станций и полётов к Луне и Марсу Севастьянов — выброшен из корпорации «Энергия».