logo
Майя

Искусство позднеклассического периода

В позднеклассический период искусство майя продолжало развиваться в направлениях, которые обозначились еще в начале классической эпохи. За исключением скульптуры этапа пуук, имеющей по­зднее происхождение, в искусстве майя не ощуща­ется какое-либо внешнее влияние. Художники майя получили свободу идти своим собственным путем, разрабатывая свой великолепный художественный стиль, который по глубине самоанализа напомина­ет художественные стили Азии, а по своей натура­листичности художественные стили Европы и Сре­диземноморья. Хотя их не интересовала объемность изображения, они, когда хотели, вполне могли при­давать своим сценам глубину и перспективу. Их искусство двухмерно, живописно, повествовательно и барочно, перенасыщено украшательством и гро­теском, но тем не менее в нем присутствует и то, что Татьяна Проскурякова назвала «упорядоченно­стью сложности». И наконец, майя позднеклассического периода были, если не считать их современ­ников, перуанских индейцев мочика, единственным народом Америки, который пытался передать в пор­третных изображениях всю уникальность индивиду­альных характеров.

Художники майя превосходно умели создавать рез­ные барельефы, и именно эта техника была исполь­зована при создании большинства произведений скульптуры, таких, как резные стелы, притолоки или панели. К IX в. майя достигли невероятного мастер­ства в этом виде изобразительного искусства. Они размещали фигуры своих изображений таким обра­зом, что, несмотря на то что в их ранних произведе­ниях доминируют жестко определенные позы, свое­го рода динамическое рассогласование различных частей изображения подобрано таким образом, что заставляет взгляд зрителя непрестанно двигаться.

Притолока из Куны, поселения, расположенно­го в нескольких километрах от Бонампака, пред­ставляет собой великолепный образец такой худо­жественной композиционной антитезы. На ней изображен персонаж с козлиной бородкой, кото­рый сидит подобрав под себя одну ногу и несколь­ко наклонившись вперед. В одной руке у него за­жата «ритуальная полоса».

Одними из самых совершенных образцов резных рельефных изображений, несомненно, являются ба­рельефы из Паленке, относящиеся к позднеклассическому периоду. Особенно замечательным произведением искусства является так называемая Палетка Рабов из Паленке, на которой изображен правитель, восседающий на спинах двух рабов, внешность кото­рых выдает их чужеземное происхождение. Есте­ственно, что столь широкое поле художественной деятельности подразделялось на множество направле­ний. В разных «городах» майя существовали соб­ственные художественные стили. В Копане, как уже упоминалось, развитие получили трехмерные скуль­птурные изображения, в то время как в расположен­ном на другом конце центральной области Паленке основными произведениями монументальной скуль­птуры были барельефы, выполненные в технике, ис­кусно сочетавшей резьбу и гравировку.

За период от начала до конца позднеклассической эпохи искусство керамики майя прошло долгий путь от грубых, шаблонных сосудов и обыкновен­ных горшков и мисок, использовавшихся в повсе­дневной жизни, до настоящих произведений искус­ства. К настоящим шедеврам относятся, например, найденные в Паленке и в некоторых других поселе­ниях штата Табаско курильницы, представляющие собой высокие полые цилиндры, украшенные леп­ными изображениями голов богов и людей. Иногда эти головы располагались друг над другом, как на резных тотемных столбах эскимосов Аляски. По обеим сторонам этих цилиндров шли вертикальные выступы, и после обжига такие сосуды раскрашива­лись красной, желтой, голубой и белой красками.

Хайна — небольшой известняковый островок около побережья Кампече, отделенный от матери­ка только узким проливом. Это место представля­ет собой одну из самых больших загадок культуры майя. По некоторым причинам, известным только им самим, древние люди использовали его в каче­стве некрополя. Хайна располагается достаточно близко от расположенных на материке поселений этапа «пуук», и, скорее всего, здесь были похоро­нены правители «городов» этой культуры. Крошеч­ные размеры храмовых сооружений, воздвигнутых на этом острове, никак не соответствуют ни коли­честву, ни потрясающему богатству найденных здесь захоронений. Именно здесь и археологи, и грабители древних захоронений находят те велико­лепные статуэтки, которые, собственно, и сделали остров Хайна знаменитым. Все объекты являются пустотелыми, и, судя по расположенному в задней части фигурок отверстию, они представляют собой своего рода свистульки. Лица фигурок обычно де­лались по шаблону, а затем над этими и другими деталями фигурок работали пальцы художника. Упор делался на достижение портретного сходства с реальным человеком — возможно, с тем, кто был похоронен в этой могиле.

Среди изображенных на статуэтках людей можно увидеть самые разные социальные типы: надменных аристократов и вооруженных воинов, у некоторых из них на лицах можно различить татуировку или следы ритуального самоуродования, красивых моло­дых женщин и пожилых матрон. Два мотива, не­много отдающие фрейдистскими комплексами, яв­ляются самыми распространенными — зрелая жен­щина, укрывающая взрослого мужчину так, словно бы он был ее ребенком, и пожилой мужчина, заиг­рывающий с очаровательной молодой женщиной. Достаточно часто встречается только изображение одного из богов пантеона майя — «толстого бога», который, судя по многочисленным находкам, пользовался большой популярностью у майя, жив­ших в древности на территории штата Кампече.

Майя добивались великолепного цветового эффек­та своих глиняных сосудов, изготавливая их методом низкотемпературного обжига, жертвуя прочностью своих керамических изделий во имя эстетического эффекта. Полихромная керамика позднеклассического периода представлена в основном глубокими чаша­ми, цилиндрическими сосудами и сосудами на нож­ках. Иногда такая керамика расписана сюжетами, похожими на те, которые можно видеть на стенных фресках. Один из таких сосудов представляет собой вазу высотой 25,5 см, найденную в одном из избежав­ших разграбления погребений недалеко от Алтар-де-Сакрифисьос в центральной области майя. Эта ваза справедливо считается шедевром керамики майя. На ее внешней поверхности изображены шесть странных фигур — умершие или несущие на себе атрибуты смерти и тьмы. Здесь же находится и иероглифичес­кая надпись, содержащая календарную дату «длинно­го счета», соответствующую 754 году. Фигура пожило­го человека с закрытыми глазами, исполняющего танец, держа в руках огромную змею чрезвычайно зловещего вида, нарисована столь реалистично, что, несомненно, художника, создавшего это произведе­ние декоративной керамики, можно считать подлин­ным гением.

Узоры иногда вырезались после того, как поверх­ность сосуда твердела, прямо перед обжигом. На некоторых из таких сосудов, найденных в Юкатане, встречаются изображения бога солнца, расположив­шегося среди завитков узора.

Однако для Юкатана традиционным был другой тип керамики — с серовато-коричневой поверхнос­тью, называющейся «сланцевой утварью». Поверх­ность этих изделий иногда гладкая, а иногда бывает покрыта резным геометрическим орнаментом, иеро­глифами или изображениями сидящих правителей.

Майя затратили много сил, чтобы достичь высо­кого уровня художественного мастерства в обработке нефрита, самого драгоценного из известных им материалов. Вещи, изготовленные из этого матери­ала, перевозили для продажи на огромные расстоя­ния. Подтверждением этому являются нефритовые изделия, выполненные в стиле, характерном для поселений, существовавших в позднеклассический период в бассейне реки Усумасинта, которые были извлечены из Колодца жертв в Чичен-Ице, куда их бросали как жертвоприношения во время постклас­сического периода, и некоторые изделия из равнин­ной области майя, которые были обнаружены в Оахаке и в долине Мехико. Большинство таких из­делий представляет собой тонкие пластинки с резь­бой на одной из сторон, возможно выполненные с помощью тонкого сверла из пустотелого тростника с использованием нефритового песка и резцов, сде­ланных из самого нефрита. Основным мотивом этих изделий была фигура правителя, сидящего на троне несколько наклонившись вперед и ведущего беседу с карликом, возможно придворным шутом. Именно такая сцена изображена на великолепной нефрито­вой пластинке из Небаха, которая, судя по всему, была изготовлена в южной области майя.

Специалисты по обработке камня из равнинной области майя работали не только с нефритом, но и с мрамором. Судя по всему, мрамор был материа­лом редким, поскольку изделия из него встречают­ся нечасто. Прекрасным образцом этого художе­ственного жанра является ваза из полупрозрачного мрамора, украшенная резьбой в стиле, традицион­ном для позднеклассического периода. Широко из­вестны мраморные сосуды из района Улуа в Западном Гондурасе, хотя существуют определенные сомнения в том, что они вообще могут считаться изделиями, относящимися к цивилизации майя. Фрагменты таких изделий были найдены в слоях, относящихся к завершающему этапу позднеклассического периода в поселениях, расположенных в Британском Гондурасе и Петене.

Свидетельством того, что майя могли применять свои художественные традиции в любой области, яв­ляются причудливые кремневые ножи, украшенные изображениями человеческих лиц, повернутых в про­филь, и маленькие ножи из вулканического стекла — обсидиана, украшенные изображениями богов панте­она майя. Их чаще всего прятали в тайниках, распо­ложенных под основанием стел или под полом храмов в поселениях центральной области майя.

Судя по находкам на побережье штата Кампече, и прежде всего на острове Хайна, искусство изго­товления резных изделий из раковин достигло у майя высочайшего уровня. Эти великолепные из­делия майя обычно украшали кусочками яблочно-зеленого нефрита.