Основные типы органов управления баллистических ракет
Основные типы органов управления баллистических ракет приведены на следующих рисунках.
1. | Рис.17 | Воздушные рули – рули высоты и направления. Просты по устройству, но работают только при атмосферном полете; Управляющая сила на руле зависит от высоты полета (плотности воздуха) и угла отклонения руля. Чтобы получить требуемую управляющую силу на большой высоте необходимо осуществить поворот рулей на большой угол |
2. | Рис.18 | Газовые рули – выполненные из жаропрочного материала профилированные пластины, установленные попарно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях на срезе сопла ракетного двигателя в потоке истекающих из сопла газов. Сила на руле не зависит от высоты полета, но он находится в среде горячих газов |
3. | Рис.19 | Поворотные камеры сгорания (КС) основных двигателей (одна или несколько). КС находятся в карданном подвесе |
4. | Рис.20 | Поворотные сопла основных двигателей (только для РДТТ).
|
5. | Рис.21 | Специальные насадки на срезе сопла: сферические, цилиндрические, с косым срезом и т.д. |
6. | Рис.22 | Разрезные сопла (только для РДТТ). |
7. | Рис.23 | Выдвижные щитки, работающие в газовом потоке двигателя перпендикулярно потоку (только для РДТТ) |
8. | Рис.24 | Вдув генераторного газа или впрыск жидкости в сверхзвуковую часть сопла основного двигателя |
9. |
Рис.25 | Четырехкамерная двигательная установка является типичной для первых ступеней баллистических ракет с ЖРД. Двигательная установка представляет собой либо связку из 4-х автономных двигателей, либо двигатель с четырьмя камерами сгорания. При этом каждый автономный двигатель (либо каждая КС) могут поворачиваться, чем достигается отклонение вектора тяги двигателя (КС) от параллели к продольной оси ракеты. Возможен вариант, когда многокамерный двигатель работает в режиме форсирования - дросселирования тяги каждого двигателя (КС). |
10. | Рис.26 | Комбинированная ДУ состоит из основного двигателя большой тяги, установленного на ракете неподвижно, и дополнительного двигателя меньшей тяги с отклоняемыми камерами сгорания. Подобные схемы применяют на вторых ступенях ракет с ЖРД. Управляющие моменты могут создавать поворотные или неподвижные управляющие сопла, в которые поступает газ из газогенератора |
11. | Другие комбинированные органы управления:
| – Воздушные и газовые рули. – Воздушные рули в паре с основными двигателями, работающими в режиме форсирования – дросселирования |
Примечание: Все перечисленные органы управления могут создавать управляющие моменты рысканья и тангажа, однако не все из них пригодны для создания момента крена. Если на ракете имеется один поворотный двигатель или если силы создающие момент рысканья и тангажа направлены вдоль продольной оси ракеты, то в этом случае для создания момента крена необходимо применять специальные управляющие двигатели, тяга которых действует в поперечной плоскости ракеты. Величина сил, создаваемых органами управления, зависит от перемещений этих органов (чаще всего угловых) или от секундного расхода топлива, если для создания управляющей силы используется рассогласование тяг основных двигателей.
Рассмотрим определение сил и управляющих моментов, создаваемыми органами управления на примере ракеты с четырьмя управляющими двигателями.
Положительным отклонения управляющего двигателя будем считать его поворот против часовой стрелки, если смотреть со стороны соответствующей оси. Т.е. на рис.27 положительным отклонением двигателей 2 и 4 будет отклонение вниз, а для двигателей 1 и 3 – отклонение вправо. Будем считать, что тяги всех четырех управляющих двигателей равны по величине.
Рис.27
Запишем проекции тяги Р управляющих двигателей на оси OX1Y1Z1:
где – соответственно углы отклонения управляющих двигателей 1, 2, 3, 4.
Проекции моментов относительно тех же осей координат будут равны (рис. 28):
Рис.28
где – расстояние от носка ракеты до оси вращения управляющего двигателя,– расстояние от носка ракеты до центра тяжести ракеты.
- Классификация ракет
- Основные задачи, решаемые для баллистической ракеты
- Движение, форма и гравитационное поле Земли Движение Земли
- Форма Земли
- Гравитационное поле Земли
- Атмосфера
- Системы координат Определение положения точки на земной поверхности
- Уравнение движения точки переменной массы
- Теорема об изменении количества движения системы материальных точек
- Формула Циолковского
- Системы координат
- Силы и моменты, действующие на ракету в полете. Аэродинамические силы
- Отличие реальной скорости ракеты от характеристической
- Потери скорости
- Особенности аэродинамических характеристик
- Аэродинамические моменты
- Коэффициент центра давления длинных тел
- Демпфирующий момент
- Управляющие силы и моменты
- Органы управления Управляющие моменты
- Основные типы органов управления баллистических ракет
- Сила тяги реактивного (ракетного) двигателя
- Реактивный момент
- Аэродинамические схемы ла
- Основные достоинства и недостатки аэродинамических схем
- Типовые формы корпусов
- Конструктивно-компоновочная схема ракеты
- Компоновочные схемы ракет-носнтелей
- Двигательные установки и системы управления
- Возмущающие силы и моменты
- Атмосферные возмущения
- Расчет траектории управляемых баллистических ракет (убр) Общий вид траектории убр и параметры активного участка
- Требования к траектории
- Использование формулы Циолковского при проектировании ракет
- Пример расчёта массы ракеты
- Приращение скорости ракеты
- Соотношение масс ступеней ракеты
- Элементы небесной механики
- Законы Кеплера
- Орбитальные скорости планет солнечной системы
- Орбиты космических аппаратов вокруг Земли
- Вычисление параметров геостационарной орбиты Радиус орбиты и высота орбиты
- Орбитальная скорость
- Длина орбиты
- Недостатки геостационарной орбиты
- Скорости движения космических аппаратов на орбитах разного типа
- Космическая скорость
- Первая (круговая) и вторая космическая скорость (скорость освобождения) на поверхности некоторых небесных тел
- Схемы выведения космических аппаратов
- Активное маневрирование на космических орбитах
- Библиографический список