1.1. Фазы и механизм образования двигательного навыка
Формирование приобретенных двигательных навыков подчинено общим механизмам образования условных рефлексов. При разучивании какого-либо нового технического приема, как впрочем, и любого другого нового движения (трудового, бытового и т.д.), можно выделить три фазы.
На первом этапе образования условного двигательного рефлекса при формировании в коре больших полушарий временных связей преобладает явление иррадиации возбуждения. В процесс сокращения вовлекаются дополнительные мышечные волокна и даже целые мышцы, движение в целом или его отдельные элементы кажутся нечеткими, неуклюжими, неточными. Особенно заметно это при разучивании сложных по биомеханике и координации движений (гимнастика, борьба, фигурное катание и др.) при объединении отдельных элементов упражнения в целостное действие.
В результате многократных повторений разучиваемого упражнения через определенное время при выполнении его в коре больших полушарий начинает преобладать процесс концентрации возбуждения именно в тех нервных центрах и даже отдельных группах мышечных волокон, которые необходимы для выполнения данного движения (доминантное возбуждение). Окружающие этот центр участки коры находятся и состоянии индукционного торможения, в этой второй фазе формирования двигательного навыка в коре между отдельными центрами устанавливаются временные связи, закрепляется определенная последовательность их возбуждения и торможения, а, следовательно, и включения в работу необходимых групп мышц, обеспечивающих выполнение отдельных элементов движения. Вырабатывается динамический стереотип, т.е. своеобразная последовательная цепь условных рефлексов, лежащий в основе автоматических действий. Таким образом, завершение фазы характеризуется формированием нового условного двигательного рефлекса, стереотипного движения, другими словами – двигательного «умения». Разучиваемое движение становится четким, точным, экономным – оптимальным.
Многократные систематические повторения сформировавшегося движения (тренировка) приводят к переключению управления его элементами с коры больших полушарий на подкорковые центры, автоматизации и стабилизации двигательного акта, что характерно дли третьей фазы формирования двигательного навыка. Он отличается высокой степенью координации деятельности не только различных двигательных центров и мышечных групп, но и согласованной функцией вегетативных систем организма.
При выполнении двигательного навыка сознание концентрируется на его конечной цели – лучше, сильнее, быстрее, точнее, а частные детали движения не осознаются, они выполняются автоматически.
В течение жизни в, результате специального направленного обучения, тренировки у человека формируются многочисленные приобретенные двигательные автоматы (навыки), причем некоторые закрепляются настолько прочно, что даже при желании их трудно изменить. Достаточно привести примеры характерной для каждого человека походки или письма. Почерк даже при целенаправленном искажении сохраняет специфические детали, позволяющие при почерковедческой экспертизе установить личность автора написанного.
Выработка приобретенных двигательных рефлексов и доведение их выполнения до автоматизма играет огромную роль для человека во всех сферах его деятельности, будь то работа в слесарной мастерской или на компьютере, игра на фортепьяно или печатание на машинке, укладка кирпичей строителем или сборка и разборка автомата военнослужащим.
Велико значение выработки двигательных навыков и для профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, где движения крайне разнообразны, специфичны, а от быстроты и точности их выполнения зачастую зависит не только результат выполнения служебно-профессиональных задач, но жизнь и здоровье сотрудника и окружающих его граждан.
- Лекция 4 Основы физиологии физического воспитания и спорта.
- Физиологические основы формирования произвольных движений и управления ими
- 1.1. Фазы и механизм образования двигательного навыка
- 1.2. Физиологические свойства двигательного навыка
- 1.3. Физиологическая характеристика движений
- 2. Физиологические состояния организма, связанные с мышечной деятельностью
- 2.1. Адаптация организма к мышечной деятельности
- 2.2. Предстартовое состояние
- 2.3. Врабатывание и устойчивое состояние
- 2.4. Утомление и восстановление
- 3. Биомеханические характеристики движений (на примере борьбы)
- Выводы по лекции