Оценивание подчиняется некоторым психологическим правилам:
1. Не вызывать того, кто не готов в данный момент отвечать вслух.
2. Не «вылавливать» тех, кто не знает, поскольку это приводит к попыткам скрыть незнание и непонимание, обмануть.
3. Аргументировать приглашение к ответу.
4. Не сопровождать оценку отрицательным мнением о самой личности воспитанника.
5. Применять общую для группы аргументацию отметки.
6. Способствовать рефлексии и выработке адекватной самооценки.
Итак, определив условия, влияющие на развитие личности ребенка в ансамбле межличностных отношений, и выяснив, каков может быть характер взаимодействия ребенка с социальной действительностью (уровень его социальной активности), мы можем перейти к рассмотрению вопросов, связанных с пониманием самой сущности личностного развития ребенка: что есть личность сама по себе? Каковы закономерности и особенности ее развития? Каким образом можно зафиксировать личностное развитие?
Практическая часть.
Тренинг «Признаки актуализации различных эго-состояний.
- Эго-состояние «Родитель»
Вербальные признаки — слова и выражения типа: а) должен, нельзя, никогда, обязан, потому что я так сказал, не задавай вопросов, что люди подумают (скажут); б) оценочные суждения: упрямый, глупый, ничтожный, бедняга, умница, превосходный, способный.
Обращение Ты — Вы (со мной обращаются на Вы, я обращаюсь на Ты).
Поведенческие (невербальные) признаки: указующий жест (обвинение, угроза), поднятый вверх палец, похлопывание по спине, щеке; авторитарные позы (руки на бедрах, скрещены на груди), взгляд сверху вниз (голова откинута), стук по столу и т.д.; тон голоса насмешливый, надменный, обвиняющий, покровительственный, сочувствующий.
Эго-состояние «Взрослый»
Вербальные признаки: в утверждении высказывается мнение, а не безапелляционное суждение, используются выражения типа: таким образом, вероятно, относительно, сравнительно, целесообразно, альтернатива, по моему мнению, насколько возможно, давай рассмотрим причины и т.д.
Обращение Вы — Вы и Ты — Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: поза прямая (но не застывшая); лицо обращено к собеседнику, открыто, заинтересовано; естественная жестикуляция в разговоре; контакт глаз на одном с партнером уровне; голос внятный, четкий, спокойный, ровный, без чрезмерных эмоций.
Эго-состояние «Ребенок»
Вербальные признаки: а) восклицания: вот те на!, фу ты!, Боже!, черт возьми!; б) слова эгоцентрического круга: хочу, не могу, а мне какое дело, не знаю и знать не желаю и т.д.; в) обращение к другим: помоги мне, ты меня не любишь, ты будешь жалеть; г) самоуничижительные выражения: я дурак, у меня ничего не выходит и т.д.
Обращение Вы — Ты и Ты — Ты.
Поведенческие (невербальные) признаки: непроизвольные поеживания, ерзание, пожимание плечами, дрожание рук, покраснение, закатывание глаз, потупленный взор, взгляд снизу вверх; интонация просящая, ноющая, быстрый и громкий голос, сердитое и упрямое молчание, поддразнивание, злорадность, взволнованность и т.д.
Задание: «Исправь ошибки педагога»
Анализ педагогических ситуаций: Определить тип трансакта, изменить форму диалога с учётом партнёрского общения.
В группе разбросаны игрушки.
Воспитатель встал над детьми. Руки в боки. Дети убираем игрушки. Тот, кто не уберёт, будет сидеть на стульчике и играть с другими детьми не будет.
Организация дежурства.
Коля и Ваня – вы сегодня дежурные. Быстро идите, мойте руки и начинайте накрывать на стол.
Оценка неправильного ответа.
Ты, всё сделал неправильно. Зато прокрутился всё занятие. В голове ничего нет, а заниматься некогда.
Необходимо поговорить с мамой о проступке ребёнка
Здравствуйте, (поза бойца). Ваш Ваня сегодня опять ударил девочку. Сколько с ним не разговаривали – ничего не понимает. Дома, пожалуйста, проведите беседу.
Девочка зло высказывается о наказании.
Девочка бегает по группе. На замечание воспитателя не реагирует. Воспитатель строго заявляет. Раз ты меня не слышишь – садись на стул и сиди. Девочка садится на стул, но при этом грозно заявляет: не приду больше в этот детский сад. Ненавижу его и вас ненавижу.
Самостоятельная работа (творческая). Составить памятку для молодого воспитателя, реализующего основы предшкольного образования.
- К арабас-Барабас.
- М альвина .
- К расная Шапочка.
- Спящая красавица.
- Н аседка.
- Снежная королева.
- М ери Поппинс.
- Субъект - субъектные отношения в образовательном процессе. Педагогика сотрудничества.
- Этапы стратегии педагогического взаимодействия:
- Оценивание подчиняется некоторым психологическим правилам: