logo
Лекция9

К арабас-Барабас.

Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следую­щие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, на­казание, наставление. Карабас не обучает, а дресси­рует, добиваясь определенного успеха: куклы овладе­вают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, некоторые убегают от него, но большин­ство не смеет и убежать. Но и те и другие в его при­сутствии не выказывают своих истинных чувств, пара­лизованные страхом перед ним.

Позиция воспитателя — Карабаса-Барабаса приво­дит, во-первых, к тому, что у детей блокируется разви­тие способностей. Вместо этого дети овладевают на­бором задаваемых воспитателем знаний, умений, на­выков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом де­ле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.