4.4. Деизм
Отказавшись от древних представлений о пантеистической силе, растворенной в мире, наука Нового времени стала рассматривать его в качестве огромного механизма, а мировое совершенство — объяснять неизменными законами, действующими во Вселенной. Однако при таком взгляде на мироздание естественно возникает вопрос — откуда взялись эти законы, почему они именно такие, а не другие, в силу чего они неизменны. И вообще, каким образом появился грандиозный механизм мира, что было его причиной? Не мог же он возникнуть из ничего. Ведь если он существует, значит откуда-то он взялся, так как все, что существует, происходит из какой-либо предшествующей причины. Естествознание Нового времени не могло не отвечать на вопрос о происхождении мира. Но отвечало оно на него очень кратко, формально, более для того, чтобы отделаться от этого вопроса, а не для того, чтобы действительно решать его.
Таким ответом был деизм (от лат. deus — Бог). Это представление, по которому мир создан Богом. Однако после создания грандиозного мирового механизма и наделения его всеми необходимыми законами, говорят деисты, Бог самоустранился. Мир существует, с точки зрения деизма, сам по себе, он управляется своими естественными законами, без божественного вмешательства. Механические законы вечны, неизменны и всегда будут поддерживать мироздание в одном и том же состоянии. Мир, управляемый этими законами, самодостаточен, то есть для его существования никто и ничто не требуется. Это в Средние века считалось, что материальный, физический мир без ежесекундного контроля потустороннего, или внешнего по отношению к нему Бога рассыплется в прах, превратится в хаос, поэтому Бог постоянно держит в своих руках несовершенное мироздание, не позволяя ему погибнуть. Но если мир — это совершенный и безупречный механизм, как считалось в Новое время, тогда его не надо контролировать и оберегать. Точно так же, как и часовой механизм, он работает сам по себе, точно и безупречно, безо всякого вмешательства «часовщика» — Бога.
Причем вселенческий механизм не может сломаться или испортиться, или дать хоть малейший какой-нибудь сбой, потому что он создан совершенным Богом, и поэтому — навеки совершенен. В деизме Бог представляет собой полную противоположность теистическому пониманию божества. Теизм (от греч. theos — Бог) — это такое представление о Боге, по которому он является надприродной всемогущей личностью, Творцом мироздания. Все начинается с него и им заканчивается. Он находится в центре наших мыслей и чувств, в центре нашего внимания, незримо присутствуя во всем, что нас окружает, и руководя всем, что мы делаем. И наоборот, в деизме Бог превращается в формальную безличную первопричину мира, исходную точку существования, после декларации (заявления) мы напрочь о нем забываем и далее интересуемся только естественным миром и его законами, а не причиной его появления. Понятие о Боге нужно деизму только для того чтобы один раз ответить на один единственный вопрос: «Откуда взялся мир?» «Создан Богом», — отвечает деизм и забывает о Боге, идея которого деизму, как видим, фактически не нужна. Следовательно, возможно утверждать, что в деизме почти нет Бога, и поэтому данное воззрение очень близко к атеизму — представлению, по которому Бога вообще нигде, никак и никогда нет.
История донесла до нас эпизод из беседы Наполеона с известным французским астрономом и математиком XVIII в. Пьером Лапласом.
«Почему в своих сочинениях, — спросил его Наполеон, — вы ни в одном месте не упоминаете о Боге?» «Я не нуждался в этой гипотезе», — гордо ответил ученый.
Слова Лапласа можно понимать так. Если для объяснения мира мне потребовалось бы представление о сверхъестественном и всемогущем существе, если я никак не смог бы объяснить мироздание без этого представления, тогда, конечно же, мне пришлось бы говорить о Боге. Но если я вполне могу описать мир одними только естественными причинами, если я в состоянии постичь происходящее без ссылки на высшие и таинственные силы, якобы управляющие мирозданием, тогда представление о Боге мне совсем ни к чему. Приблизительно то же самое утверждал деизм, все дальше уводя человеческую мысль от бездоказательной веры, умозрительных утверждений, фантазий и вымыслов, заставляя ее экспериментировать и доказывать.
Вопросы для самопроверки
На какой вопрос должен был ответить механицизм Нового времени?
Что такое деизм? Чем доказывали деисты невозможность вмешательства Бога в земные дела?
Почему в Средние века считалось, что без божественного контроля мир не сможет существовать? В чем заключается различие между теистическим и деистическим воззрениями?
В чем заключается близость деизма к атеизму?
- Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
- 1. Наука в духовной культуре общества
- 1.1. Когда и где появилась наука?
- 1.2. Особенности и критерии науки
- 1.3. Структура научного познания
- 2. Границы науки и общие модели ее развития
- 2.1. Границы науки
- 2.2. Общие модели развития науки
- 2.3. Научные революции
- 3. Первая научная картина мира
- 3.1. Геоцентризм
- 3.2. Натурфилософия
- 3.3. Пантеизм
- 3.4. Циклизм
- 3.5. Рождение логики
- 4. Вторая научная картина мира (классическое естествознание)
- 4.1. Гелиоцентризм
- 4.2. Упадок натурфилософии
- 4.3. Механицизм
- 4.4. Деизм
- 4.5. Стационарность мира
- 5. Основные черты современного естествознания
- 5.1. Релятивизм
- 5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
- 5.3. Глобальный эволюционизм и синергетика
- 6. Общая характеристика концепций микромира
- 6.1. Вещество и поле
- 6.2. Первые модели атома
- 6.3. Элементарные частицы
- 7. Общая характеристика концепций мегамира
- 7.1. Новый взгляд на пространство и время
- 7.2. Природа всемирного тяготения
- 7.3. Планеты, звезды, галактики
- 7.4. Гипотеза Большого взрыва
- 7.5. Этапы космической эволюции
- 8. Общая характеристика концепций живой природы
- 8.1. Живая и неживая природа
- 8.2. Теория биологической эволюции
- 8.3. Гипотезы происхождения жизни
- 9. Глобальные проблемы современного мира. Часть 1
- 9.1. Обратная сторона прогресса
- 9.2. Истощение земных ресурсов
- 9.3. Загрязнение окружающей среды
- 10. Глобальные проблемы современного мира. Часть 2
- 10.1. Рост радиационной опасности
- 10.2. Увеличение численности населения
- 10.3. Пути выхода из кризиса