2.12 Протокол решения задачи проектирования твердотопливной ракеты на максимальную дальность
Задача – спроектировать твердотопливную баллистическую ракету на максимальную дальность.
Дата составления отчета: 19/034/08; 16:32:38.
Автор проекта: Усков П.Н.
Название проекта: УПН – 2 (РДТТ).
Рассматривается баллистическая ракета с последовательным соединением ступеней, каждая из которых имеет моноблочную конструкцию. Двигатели всех ступеней работают до полного выгорания топлива. Отделение боевой части ступени производится двигателем увода.
Используются односопловые РДТТ. Заряд каждого РДТТ имеет центральный канал и продольные щели, обращенные к заднему днищу. Заряд скреплен с корпусом клеящим составом, задний торец заряда покрыт бронировкой.
Сопла всех двигателей утоплены в корпусе двигателей на различную глубину. Крепление сопел к корпусу двигателя осуществляется через эластичный опорный шарнир, допускающий качание сопла в двух плоскостях. Для сокращения общей длины ракеты на верхних ступенях РДТТ применяются складывающиеся сопла с выдвижными насадкоми. Соединение двигателей ступеней производится с помощью переходных отсеков. К нижней юбке корпуса РДТТ первой ступени крепится корпус хвостового отсека. Все эти отсеки имеют однотипное устройство.
Число ступеней ракеты равно 3.
Для изготовления зарядов на всех ступенях используются: перхлорат аммония – 68%, полиуретан – 17%, алюминий – 15%.
Для изготовления корпуса РДТТ выбираются на первой, второй и третьей ступенях – стеклопластик на основе стекловолокна.
Для изготовления силовой конструкции сопла выбираются на первой, второй и третьей ступенях – титановый сплав.
В качестве ТЗП используются на первой, второй и третьей ступенях – ТЗП на основе совмещенного связующего.
Для бронировки заряда применяется на первой, второй и третьей ступенях – бронировка на основе фенолформальдегидной смолы
Калибры РДТТ имеют следующие значения: на первой ступени – 1,9 м; на второй ступени – 1,9 м; на третьей ступени – 0,9 м.
Исходные данные
Стартовая масса ракеты …..…………………………….……………. 45 100,0 кг | |||||||
Масса полезного груза …………………………………………………. 1500,0 кг | |||||||
Параметры | Номер ступени | ||||||
I | II | III | |||||
Характеристики топлива | |||||||
Удельный импульс, м/с | 2460,0 | 2460,0 | 2460,0 | ||||
Газовая постоянная, Дж/(кг °К) | 290,0 | 290,0 | 290,0 | ||||
Показатель адиабаты | 1,16 | 1,16 | 1,16 | ||||
Температура горения, °K | 3300,0 | 3300,0 | 3300,0 | ||||
Плотность топлива, кг/м3 | 1800,0 | 1800,0 | 1800,0 | ||||
Коэффициент пропорциональности закона горения топлива |
5,75 |
5,75 |
5,75 | ||||
Показатель степени закона горения топлива | 0,40 | 0,40 | 0,40 | ||||
Характеристики материалов | |||||||
Прочность материала обечайки, МПа | 1100,0 | 1100,0 | 1100,0 | ||||
Плотность материала обечайки, кг/м3 | 2050,0 | 2050,0 | 2050,0 | ||||
Плотность материала бронировки, кг/м3 | 1300,0 | 1300,0 | 1300,0 | ||||
Плотность материала ТЗП, кг/м3 | 1600,0 | 1600,0 | 1600,0 | ||||
Плотность матриала сопла, кг/м3 | 4700,0 | 4700,0 | 4700,0 | ||||
Проектные параметры | |||||||
Давление в камере сгорания, МПа | 9,000 | 8,000 | 7,000 | ||||
Давление на срезе сопла, МПа | 0,060 | 0,015 | 0,008 | ||||
Массовые и энергетические характеристики
| |||||||
Параметры | Номер ступени | ||||||
I | II | III | |||||
Стартовая масса ступени, кг | 45100,0 | 14503,8 | 4664,3 | ||||
Масса топлива, кг | 27780,8 | 8574,5 | 2732,8 | ||||
Масса двигателя, кг | 29874,6 | 9607,4 | 3089,7 | ||||
Масса конструкции разгонного блока, кг | 2815,4 | 1265,0 | 431,5 | ||||
Масса "сухой" конструкции разгонного блока, кг | 2537,5 | 1178,6 | 404,0 | ||||
Калибр ступени, м | 1,9 | 1,9 | 0,9 | ||||
Относительная масса топлива, μт | 0,6160 | 0,5912 | 0,5859 | ||||
Скорость горения топлива, мм/с | 13,847 | 13,210 | 12,523 | ||||
Начальная тяговооруженность | 2,94 | 3,17 | 6,31 | ||||
Удельный импульс на Земле, м/с | 2569,14 |
|
| ||||
Удельный импульс в пустоте, м/с | 2866,3 | 3030,8 | 3035,1 | ||||
Масса конструкции ракеты с полезной нагрузкой и остатками топлива 6011,9 кг | |||||||
Масса "сухой" ракеты …………………………………………………… 5620,1 кг | |||||||
| |||||||
Относительные массы элементов двигателя | |||||||
Обечайки (ω), кг/м3 | 37,939 | 33,724 | 29,508 | ||||
Днищ (q), кг/м3 | 18,970 | 16,862 | 14,754 | ||||
Теплозащиты (ω), кг/м3 | 9,800 | 10,033 | 14,973 | ||||
Теплозащиты (q), кг/м3 | 9,800 | 10,033 | 14,973 | ||||
Бронировки (ω), кг/м3 | 8,848 | 9,275 | 9,784 | ||||
Бронировки (q), кг/м3 | –1,62 | –1,70 | –1,79 | ||||
Соплового блока (ω), кг/м3 | 19,22 | 59,19 | 96,48 | ||||
Узлов крепления (ξ), кг/м3 | 0,60 | 0,57 | 0,53 | ||||
Топлива (ω), кг/м3 | 1357,17 | 1357,17 | 1357,17 |
Геометрические характеристики РДТТ
Параметры | Номеp ступени | ||
I | II | III | |
Относительная длина заряда | 2,98 | 0,92 | 2,76 |
Относительная площадь среза сопла | 17,9 | 49,58 | 74,22 |
Диаметр внутреннего канала, м | 0,380 | 0,380 | 0,180 |
Диаметр на входе в сопло, м | 0,503 | 0,289 | 0,247 |
Диаметр критического сечения, м | 0,335 | 0,193 | 0,165 |
Диаметр выходного сечения сопла, м | 1,419 | 1,358 | 1,418 |
Диаметр под воспламенитель, м | 0,380 | 0,380 | 0,180 |
Диаметр отверстия под сопло, м | 0,778 | 0,610 | 0,598 |
Толщина свода горения, м | 0,760 | 0,760 | 0,360 |
Длина утопленной части сопла, м | 0,427 | 0,460 | 0,503 |
Длина докритической части сопла, м | 0,268 | 0,154 | 0,132 |
Длина закритической части сопла, м | 1,424 | 1,532 | 1,675 |
Длина днищ, м | 0,570 | 0,570 | 0,270 |
Длина корпуса двигателя, м | 6,521 | 2,013 | 2,859 |
Длина сопла, м | 0,997 | 1,073 | 1,173 |
Длина двигателя, м | 7,518 | 3,085 | 4,031 |
Длина ступени разведения …………………………………………………. 0,500 м | |||
Общая длина ракеты ………………………………………………………. 15,134 м |
Тяговые хаpактеpистики ракеты
Паpаметpы | Номер ступени | ||
I | II | III | |
Тяга двигателя, кН | 13 003,0 | 451,7 | 288,5 |
Массовый секундный pасход, кг/с | 506,17 | 149,04 | 95,06 |
Вpемя pаботы двигателя, с | 54,88 | 57,53 | 28,75 |
Исходные данные для задачи баллистического расчета
Паpаметpы | Номер ступени | ||
I | II | III | |
Удельный импульс в пустоте, м/с | 2866,3 | 3030,8 | 3035,1 |
Начальная тяговооруженность | 2,94 | 3,17 | 6,31 |
Относительная масса топлива | 0,6160 | 0,5912 | 0,5859 |
Коэффициент "пустотного" приращения ………………………… 0,1157 | |||
Начальная нагрузка на мидель ………………………….…………15 906,68 кг/м2 |
Результаты баллистического расчета
Параметры |
Максимальная дальность полета ракеты, км ……………………………... 9994,73 Скорость в конце активного участка траектории, км/с ……………..……….. 6,92 Длина активного участка траектории, км ………………………………..… 314,82 Высота конца активного участка траектории, км …………………..……... 157,43 Угол тангажа в конце активного участка траектории, град ………………... 25,01 Максимальная высота полета, км ………………………………….……… 1497,29 Время полета, мин …………………………………………………………..… 31,15 |
- Пример выполнения курсовой работы
- Реферат
- Оглавление
- Введение
- 1 Расчет баллистической ракеты с жрд
- 1.1 Исходные данные
- 1.2 Выбор конструктивно-компоновочной схемы ракеты
- 1.3 Характеристики топлива
- 1.4 Выбор проектных параметров и программы движения ракеты
- 1.5 Расчет удельных импульсов двигателей
- 1.6 Определение относительных масс топлива
- 1.7 Баллистический расчет
- 1.8 Массовые характеристики ракеты
- 1.9 Геометрические характеристики ракеты
- 1.12 Протокол решения задачи пpоектиpования жидкостной ракеты
- 2 Расчет баллистической ракеты с pдтт
- 2.1 Исходные данные
- 2.2 Выбор конструктивно-компоновочной схемы ракеты
- 2.3 Характеристики топлива и материалов
- 2.4 Выбор проектных параметров и программы движения ракеты
- 2.5 Расчет удельных импульсов двигателей
- 2.6 Определение относительных масс топлива
- 2.7 Баллистический расчет
- Массовые характеристики ракеты
- Геометрические характеристики ракеты
- 2.10 Тяговые характеристики ракеты
- 2.11 Исследование влияния давления в камере сгорания первой ступени на максимальную дальность
- 2.12 Протокол решения задачи проектирования твердотопливной ракеты на максимальную дальность
- 3 Выводы
- 4 Список использованных источников