logo search
Авиакосмические системы США

Мткс с орбитальной ступенью, использующей сбрасываемые баки горючего (фирма Grumman, весна 1971 г.)

Последующее развитие идеи одноразовых внешних баков привело к проработке варианта создания для ОС общего подвесного топливного отсека (ПТО). В августе 1971 г. NASA утвердило данный вариант основным для создаваемой транспортной системы. В дальнейшем работы по формированию йроектного облика МТКС «Спейс Шаттл», соответствующей установленным экономическим показателям, свелись к оптимизации схемы разгонной ступени. Ключевым моментом этого этапа программы, определившим возможные пути решения задачи, стало разрешение о применении в составе транспортной системы беспилотных стартовых ускорителей, как спасаемых, так и одноразовых. Тем не менее основное внимание уделялось все-таки многоразовым разгонным блокам. Сравнительный анализ проводился для двух компоновочных схем МТКС — с продольным и поперечным делением ступеней. В качестве возможных вариантов комплектации системы рассматривались различные жидкостные и твердотопливные ускорители. В ходе исследования оценивались варианты использования жидкостных блоков с турбонасосной и вытес-нительной системой подачи топлива, а также РДТТ диаметром 3 м и 4 м. Выполненный весной 1972 г. стоимостный анализ показал, что исходя из установленного бюджета программы оптимальной является пакетная схема МТКС с двумя возвращаемыми ТТУ диаметром 4 м. Затраты на реализацию такого проекта были оценены примерно в 5 млрд долл. при стоимости запуска системы 10—12 млн долл. В августе 1972 г. NASA определило головного разработчика МТКС «Спейс Шаттл» — им стала компания «Rockwell International», прежде называвшаяся «North American Rockwell», а ныне входящая в состав корпорации «Boeing».