logo search
02-12-2014_07-07-59 / Механика полета

Потери скорости

Ступень

Характери-стическая скорость, м/c

Гравита-ционные потери, м/c

Аэродинами-ческие потери, м/c

Потери на управление, м/c

Фактическая скорость, м/c

Первая (S-IC)

3660

1220

46

0

2394

Вторая (S-II)

4725

335

0

183

4207

Третья (S-IVB)

4120

122

0

4,5

3993,5

В сумме

12505

1677

46

187,5

10594,5

Как видно из таблицы 1, гравитационная составляющая является наибольшей в общей величине потерь. Гравитационные потери возникают из-за того, что ракета, стартуя вертикально, не только разгоняется, но и набирает высоту, преодолевая тяготениеЗемли, и на это также расходуется топливо. Величина этих потерь вычисляется по формуле:

где и– местноеускорение гравитациии угол междувекторомсилы тяги двигателя и местнымвекторомгравитации, соответственно, являющиеся функциями времени по программе полёта. Как видно из таблицы 1, наибольшая часть этих потерь приходится на участок полёта первой ступени. Это объясняется тем, что на этом участке траектория отклоняется от вертикали в меньшей степени, чем на участках последующих ступеней, и значениеблизко к максимальному значению – 1.

Аэродинамические потери вызваны сопротивлением воздушной среды при движении ракеты в ней и рассчитываются по формуле:

где – сила лобового аэродинамического сопротивления, а– текущая масса ракеты. Основные потери от сопротивления воздуха также приходятся на участок работы 1-й ступени ракеты Сатурн V, так как этот участок проходит в нижних, наиболее плотных слоях атмосферы.

Корабль должен быть выведен на орбиту со строго определёнными параметрами. Система управления на активном участке полёта разворачивает ракету по определённой программе, при этом направление тяги двигателя отклоняется от текущего направления движения ракеты, а это влечёт за собой потери скорости на управление, которые рассчитываются по формуле:

где – текущая сила тяги двигателя,– текущая масса ракеты, а– угол между векторами тяги и скорости ракеты. Наибольшая часть потерь на управление ракеты Сатурн V приходится на участок полёта 2-й ступени, поскольку именно на этом участке происходит переход от вертикального полёта в горизонтальный (участок разворота ракеты), и вектор тяги двигателя в наибольшей степени отклоняется по направлению от вектора скорости ракеты.