4.1. Гелиоцентризм
Первая научная революция, как мы уже знаем, произошла приблизительно в V—IV вв. до н.э. в Древней Греции. Ее результатом стало появление науки. Тогда же сформировалась первая научная картина мира, которую можно назвать древней, или античной, или геоцентрической, или пантеистической, или аристотелевской. Эта картина мира с небольшими изменениями, вносимыми в нее по ходу дальнейшего развития науки, существовала приблизительно две тысячи лет. В эпоху Возрождения и, особенно, Нового времени произошла грандиозная смена древней научной картины мира новыми представлениями.
Примерно в XVI—XVII вв. произошла вторая научная революция, результатом которой стало появление второй в истории человечества научной картины мира, которая часто называется классическим естествознанием. По большому счету в древности никакого естествознания в полном смысле слова не было, так как не было отдельных наук (их все заменяла натурфилософия). В Новое время эти науки появились, а значит, появилось естествознание, которое быстрыми темпами достигло больших успехов и заложило прочный фундамент всего последующего научного знания. Поэтому оно и называется классическим, то есть первым, основным, исходным, образцовым, эталонным. Какими же были основные черты классического естествознания, или второй научной картины мира?
Наиболее важными в научной картине мира являются астрономические и физические представления, потому что они рисуют цельный образ природы, охватывают своим вниманием всю Вселенную. Поэтому в естествознании главными науками являются астрономия и физика. Картина мира начинается, как мы помним, именно с астрономических идей. Так основной чертой первой или древней научной картины мира был геоцентризм, созданный греческим ученым Птолемеем. Вспомним, что по геоцентрическим представлениям мироздание — это грандиозное пространство, охватываемое сферой, в центре которого находится неподвижная шарообразная Земля, а все планеты и звезды движутся вокруг нее в пустоте этого пространства.
Вторая научная картина мира ознаменовалась открытием и даже, как говорили современники и последователи, переворотом в астрономии, который был сделан польским ученым Николаем Коперником в начале XVI в. Старые геоцентрические представления для своего времени и для многих последующих столетий были весьма убедительными. Они с успехом многое объясняли и отвечали на множество вопросов. Но человеческий разум не стоит на месте, он постоянно устремляется к новому, неизвестному и задает себе новые вопросы, ставит новые проблемы. Поэтому настало время, когда старая геоцентрическая картина мира не все уже могла объяснить и не со всеми вопросами справиться. Она пришла в противоречие с новыми обнаруженными людьми фактами. Так Коперник, долгое время наблюдая за движением небесных тел, заметил, что некоторые из них движутся по четким круговым орбитам, а некоторые совершают какие-то странные петлеобразные движения. Причем первые объекты — это звезды, а вторые — планеты, подобные нашей Земле. Почему движения планет и звезд отличаются друг от друга? Ведь геоцентрическая теория говорила о том, что вокруг неподвижной Земли вращаются все небесные тела, а это значит, что мы должны наблюдать одинаковые траектории (направления движения) как планет, так и звезд. Но мы видим другое, следовательно, геоцентризм неправильно объясняет происходящее.
Коперник сделал необыкновенно смелое для своего времени предположение о том, что Земля — это не неподвижный центр мира, а одна из планет, которая вместе с другими вращается вокруг настоящего неподвижного центра мироздания — Солнца. Совместное движение Земли и других планет вокруг Солнца и приводит к тому, что мы видим не ровные круговые, а петлеобразные траектории этих планет. Или, говоря иначе, движение Земли искажает реальную картину их вращения вокруг Солнца. Дальнейшие наблюдения и размышления убедили Коперника в верности его первоначального предположения. Его теория стала называться гелиоцентризмом (от греч. helios — Солнце) и сменила собой древний геоцентризм. Она многое объяснила по-новому и гораздо лучше, чем геоцентрическая теория; она смогла ответить на те вопросы и снять те проблемы, с которыми не справлялась птолемеевская картина мира. До сих пор наши представления о Солнечной системе являются, по преимуществу, коперниковскими.
Польский ученый сделал свое знаменитое открытие в начале XVI в. И хотя это уже была эпоха Возрождения, тем не менее, средневековые представления оставались еще в силе, играли значительную роль в духовной жизни, и влияние церкви также было достаточно сильным. Коперниковская теория наносила сокрушительный удар по религиозным средневековым представлениям. Ведь они, вслед за Птолемеем рисовали Землю неподвижным центром мироздания. А кроме того считалось, что ад, где мучаются после смерти грешники, находится под Землей, а рай, где блаженствуют праведные, — на небе, то есть ад и рай расположены на противоположных концах мироздания. У Коперника же получилось, что Земля сама движется по небу вокруг Солнца, а значит ад, который находится под Землей, расположен на небе, рядом с раем, чего никак не может быть по религиозным представлениям. Но это еще не все. В геоцентрической системе мира Земля занимает центральное положение, т.е. привилегированное или исключительное, и поэтому неудивительно, что на Земле есть нечто исключительное, чего нигде больше во Вселенной нет, — жизнь и разумная жизнь. В гелиоцентрической системе Земля утрачивает свое привилегированное, исключительное положение и становится обычным, ничем не примечательным небесным телом; но если на Земле есть жизнь и разумная жизнь, то это значит, что данные явления вовсе не исключительны во Вселенной — другие планеты тоже могут быть населены и обитаемы. Такой вывод также противоречил религиозным истинам, согласно которым Бог создал жизнь и разумного человека только на Земле. Однако открытие было сделано, и новые идеи неумолимо шли вперед, попирая старые. Искусственно сдержать научную мысль очень непросто. Переворот Коперника ознаменовал собой новую эпоху в развитии науки, явился началом глобальной смены научных представлений, исходным пунктом второй научной революции.
Вопросы для самопроверки
Почему астрономия и физика считаются главными науками естествознания? В силу каких причин древний геоцентризм с течением времени исчерпал себя?
Какие наблюдения подтолкнули Коперника к его знаменитому открытию?
Что представляет собой гелиоцентризм? Каковы его основные идеи?
Почему церковь отнеслась крайне враждебно к открытию Коперника?
- Д.А. Гусев Концепции современного естествознания
- 1. Наука в духовной культуре общества
- 1.1. Когда и где появилась наука?
- 1.2. Особенности и критерии науки
- 1.3. Структура научного познания
- 2. Границы науки и общие модели ее развития
- 2.1. Границы науки
- 2.2. Общие модели развития науки
- 2.3. Научные революции
- 3. Первая научная картина мира
- 3.1. Геоцентризм
- 3.2. Натурфилософия
- 3.3. Пантеизм
- 3.4. Циклизм
- 3.5. Рождение логики
- 4. Вторая научная картина мира (классическое естествознание)
- 4.1. Гелиоцентризм
- 4.2. Упадок натурфилософии
- 4.3. Механицизм
- 4.4. Деизм
- 4.5. Стационарность мира
- 5. Основные черты современного естествознания
- 5.1. Релятивизм
- 5.2. Антимеханицизм и антропный принцип
- 5.3. Глобальный эволюционизм и синергетика
- 6. Общая характеристика концепций микромира
- 6.1. Вещество и поле
- 6.2. Первые модели атома
- 6.3. Элементарные частицы
- 7. Общая характеристика концепций мегамира
- 7.1. Новый взгляд на пространство и время
- 7.2. Природа всемирного тяготения
- 7.3. Планеты, звезды, галактики
- 7.4. Гипотеза Большого взрыва
- 7.5. Этапы космической эволюции
- 8. Общая характеристика концепций живой природы
- 8.1. Живая и неживая природа
- 8.2. Теория биологической эволюции
- 8.3. Гипотезы происхождения жизни
- 9. Глобальные проблемы современного мира. Часть 1
- 9.1. Обратная сторона прогресса
- 9.2. Истощение земных ресурсов
- 9.3. Загрязнение окружающей среды
- 10. Глобальные проблемы современного мира. Часть 2
- 10.1. Рост радиационной опасности
- 10.2. Увеличение численности населения
- 10.3. Пути выхода из кризиса