1.6 Определение относительных масс топлива
Вначале находим оптимальное соотношения масс ступеней. Для этого вычисляем стартовую массу второй ступени для ряда значений относительной массы топлива первой ступени . Обычно рассматривают диапазон изменения = 0,55–0,8.
Стартовая масса второй ступени
.
Здесь – удельная плотность двигательной установки ЖРД i-й ступени, включающая удельные плотности составляющих двигательной установки, вычисляемые с размерностью кг/кН тяги: – удельная плотность камеры сгорания, – удельная плотность ТНА, – удельная плотность газогенератора, – удельная плотность трубопровода, – удельная плотность арматуры, – удельная плотность рамы; – коэффициент пропорциональности массы хвостового отсека; ; – относительная толщина стенки бака (для баков из алюминиевого сплава 310–3); ρм – плотность материала (для баков из алюминиевого сплава 2700 кг/м3).
Значения удельных плотностей составляющих определяются по формулам:
;
;
;
;
;
=0,102.
Здесь – массовый секундный расход двигательной установки i-й ступени; – тяга двигательной установки i-й ступени в кН; pподi – давление подачи топлива в камеру сгорания i-й ступени в МПа.
Значения составляющих формулы (1.10) необходимо вычислить для первой ступени.
Тяга двигательной установки первой ступени
Н = 796,38 кН,
массовый секундный расход двигательной установки первой ступени
кг/с,
давление подачи топлива в камеру сгорания
= 2 +7 = 2∙25 + 7 = 57 MПа,
значения удельной плотности элементов двигательной установки
кг/кН,
= 0,39 кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
= 0,095 кг/кН,
= 0,102 кг/кН.
Для ракет рассматриваемого класса коэффициент пропорциональности массы хвостового отсека = 0,016.
.
В случае использования многокамерной двигательной установки значение параметра необходимо увеличить на 10–20%.
Так как в нашем случае первая ступень имеет четырехкамерную двигательную установку, то
= 1,466 кг/кН.
Далее вычисляем массу второй ступени m02j с различными значениями относительной массы топлива первой ступени μт1j, т.е для μт1 = 0,55; 0,6 … 0,8.
=
= 17070,2 кг,
=
= 14715,6 кг,
=
= 12361 кг,
=
= 10006,4 кг,
=
= 7651,8 кг,
=
= 5297,1 кг.
Оптимальному распределению стартовой массы по ступеням ракеты будет соответствовать наибольшее (максимальное) значение приведенного коэффициента заполнения ракеты топливом
.
Для определения необходимо вычислить относительную массу топлива второй ступени для каждого полученного значения массы второй ступени m02j.
.
Для определения значений нужно предварительно вычислить для каждого из выбранных величин значения удельной плотности двигательной установки второй ступени и ее составляющих – , , , , , , массового секундного расхода двигательной установки второй ступени , тяги двигательной установки второй ступени .
Тяга двигательной установки второй ступени
.
Р021 = 1,4·17070,2·9,81 = 234442,6 Н = 234,4 кН,
Р022 = 1,4·14715,6·9,81 = 202104,2 Н = 202,1 кН,
Р023 = 1,4·12361,0·9,81 = 169765,9 Н = 169,8 кН,
Р024 = 1,4·10006,4·9,81 = 137427,5 Н = 137,43 кН,
Р025 = 1,4·7651,8·9,81 = 105089,1 Н = 105,1 кН,
Р026 = 1,4·5297,1·9,81 = 72750,8 Н = 727,5 кН.
Массовый секундный расход двигательной установки второй ступени
.
кг/с,
кг/с,
кг/с,
кг/с,
кг/с,
кг/с.
Удельная плотность двигательной установки второй ступени
,
а удельные плотности ее составляющих
,
,
,
,
,
=0,102.
Вычисляем их значения.
=2∙20 + 7 = 47 MПа,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
= 0,267 кг/кН,
= 0,268 кг/кН,
= 0,271 кг/кН,
= 0,278 кг/кН,
= 0,291 кг/кН,
= 0,317 кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
кг/кН,
= 0,131 кг/кН,
= 0,144 кг/кН,
= 0,163 кг/кН,
= 0,192 кг/кН,
= 0,241 кг/кН,
= 0,334 кг/кН,
= 1,081 кг/кН,
= 1,091 кг/кН,
= 1,110 кг/кН,
= 1,145 кг/кН,
= 1,210 кг/кН,
= 1,346 кг/кН,
кг/кН,
= 0,102 кг/кН.
Теперь можно найти значения относительной массы топлива второй ступени и приведенные коэффициенты заполнения ракеты топливом для каждого варианта расчета.
=
= 0,8314,
=
= 0,8158,
=
= 0,7943,
= 0,7625,
=
= 0,7109,
=
= 0,6135
= 0,9241,
= 0,9263,
= 0,9280,
= 0,9287,
= 0,9277,
= 0,9227.
Итак, для первой ступени ракеты получены характеристики: = 45,1 т; n01 = 1,8; = кН; = 1,466 кг/кН тяги; = 0,016; D = 1,0442.
Значения параметров второй ступени ракеты, вычисленные с различными значениями относительной массы топлива первой ступени , сведены в таблицу 1.
Таблица 1 – Характеристики ракеты
Паpаметp | № варианта | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| 0,55 | 0,6 | 0,65 | 0,7 | 0,75 | 0,8 |
, т | 17,07 | 14,72 | 12,36 | 10,01 | 7,65 | 5,3 |
, кН | 234,44 | 202,11 | 169,77 | 137,43 | 105,09 | 72,75 |
, кг/кН тяги | 1,081 | 1,091 | 1,11 | 1,145 | 1,21 | 1,346 |
| 0,8314 | 0,8158 | 0,7943 | 0,7625 | 0,7109 | 0,6135 |
| 0,9241 | 0,9263 | 0,9280 | 0,9287 | 0,9277 | 0,9227 |
Так как при прочих равных условиях дальность полета эквивалентной одноступенчатой ракеты тем больше, чем выше приведенный коэффициент заполнения ракеты топливом, то для дальнейших расчетов принимаем наибольшее значение = 0,9287. Этому значению соответствуют коэффициент соотношения относительных масс топлива = и коэффициент соотношения стартовых масс = 10010/45100 = 0,222.
- Пример выполнения курсовой работы
- Реферат
- Оглавление
- Введение
- 1 Расчет баллистической ракеты с жрд
- 1.1 Исходные данные
- 1.2 Выбор конструктивно-компоновочной схемы ракеты
- 1.3 Характеристики топлива
- 1.4 Выбор проектных параметров и программы движения ракеты
- 1.5 Расчет удельных импульсов двигателей
- 1.6 Определение относительных масс топлива
- 1.7 Баллистический расчет
- 1.8 Массовые характеристики ракеты
- 1.9 Геометрические характеристики ракеты
- 1.12 Протокол решения задачи пpоектиpования жидкостной ракеты
- 2 Расчет баллистической ракеты с pдтт
- 2.1 Исходные данные
- 2.2 Выбор конструктивно-компоновочной схемы ракеты
- 2.3 Характеристики топлива и материалов
- 2.4 Выбор проектных параметров и программы движения ракеты
- 2.5 Расчет удельных импульсов двигателей
- 2.6 Определение относительных масс топлива
- 2.7 Баллистический расчет
- Массовые характеристики ракеты
- Геометрические характеристики ракеты
- 2.10 Тяговые характеристики ракеты
- 2.11 Исследование влияния давления в камере сгорания первой ступени на максимальную дальность
- 2.12 Протокол решения задачи проектирования твердотопливной ракеты на максимальную дальность
- 3 Выводы
- 4 Список использованных источников