Проекты «Спираль» и «макс»
Проект «Спираль», имеет своего предшественника – ракетоплан «Лапоток». Он разрабатывался в КБ Королева как один из возможных вариантов аппарата для первого полета человека в космос. Сам ракетоплан должен был запускаться обычной ракетой-носителем, его крылья должны были быть сложены почти весь полет. Ракетоплан защищен металлическим щитом, который после прохождения основной части траектории торможения на спуске отбрасывается. Тогда разворачивались плоскости крыльев, и он планировал вниз, садясь как самолет. От проекта отказались из-за долгих сроков разработки, но отказались временно, так как выгоды, которые сулило использование многоразового орбитального объекта, были исключительно велики.
Все разработки в этом направлении были переданы в следующий проект – «Спираль», который разрабатывался КБ Г.Е. Лозино-Лозинского. По идее создателей сверхзвуковой самолет-носитель поднимал в воздух и разгонял до сверхзвуковой скорости сцепку ракетный ускоритель – космоплан. После того, как самолет носитель выйдет в плоскость будущей орбиты космоплана, поднимется до необходимой высоты и разгонится до максимальной, для носителя скорости – связка отцепляется и разгоняет космоплан до орбитальной скорости.
На орбите одноразовый ускоритель должен был сбрасываться, сгорая в атмосфере. Космоплан добирает оставшиеся десятки метров в секунду скорости до орбитальной и выходит на заданную орбиту. После выполнения орбитальных операций космоплан сходит с нее, маневрирует в атмосфере и садится по-самолетному на обычный аэродром.
С истема «Спираль» могла быть использована для вывода не только многоразового космического корабля, но и для вывода одноразовых спутников на низкую орбиту. Это делало систему универсальной, и существенно повышало ее экономическую эффективность, так как при этом заменялись, более экономичной системой, одноразовые ракетоносители соответствующего класса. Из-за раздоров в советском руководстве по поводу приоритетов проект не был дофинансирован и доведен до конца. Однако самолет-носитель был почти завершен и его использовали для создания первого в мире пассажирского сверхзвукового самолета Ту-144 (Слайд 8).
Учитывая исключительную важность многоразовых орбитальных аппаратов, работы в этом направлении все равно не были прекращены. В начале восьмидесятых, это вылилось в испытательные пуски макетов (в размере 1:10) ракетопланов, поименованных «Бор-1» – «Бор-5».
Эти космопланы не пошли в дальнейшую разработку, а были использованы для создания космоплана «Буран». Однако система «Энергия-Буран» разрабатывалась под очень большие грузы, а для небольших, но частых задач ее использовать было очень накладно. Поэтому были продолжены разработки небольшого многоразового орбитального самолета, способного доставлять на орбиту и с орбиты грузы в несколько тонн, обслуживать орбитальные станции, доставлять на орбиту и с орбиты их экипажи.
При этом проект «Спираль» был преобразован в проект МАКС – Многоразовую авиационно-космическую систему.
Прогресс в ракетостроении позволил сделать самолет-носитель дозвуковым с гораздо большей грузоподъемностью, в сущности, он стал летающим космодромом, поднимающим на нужную высоту и разгоняя до необходимой начальной скорости космоплан с большим топливным баком.
С амолет-носитель ((Слайд 9) – комплекс «Мрия-Буран» в полете) проектировался так, что в свободное от космических пусков время, он мог использоваться и для простых грузовых авиаперевозок. Огромная грузоподъемность(500 т) делала его востребованным во многих отраслях, например, такой самолет мог доставить целиком собранный ректификационную колонну для химзавода или перевезти целую мини-АЭС из европейской части СССР на Камчатку.
Так же как и «Спираль», система МАКС могла доставлять на орбиту не только космоплан, но и груз до 18 т, например, модуль станции или блок спутников, забирать спутники и другие грузы с орбиты, таким образом, она превращалась в систему совершенно уникальную по своей универсальности.
Проект МАКС мог настолько сильно удешевить доставку грузов на орбиту, что стали бы рентабельными задачи, которые нынче не имеет смысла выполнять из-за дорогой доставки на орбиту.
Этот проект нес серьезную угрозу коммерческим интересам фирм США занятым коммерческими пусками ИСЗ, делая возможными запуски по цене в десятки раз меньшей, чем требуют американцы.
Проект МАКС также нанес бы и сокрушительный удар по американской Стратегической оборонной инициативе. Если на создание аналогичных систем СССР тратил бы в десятки раз меньшие суммы, то даже такой сверхбогатой стране как США, соревноваться в гонке космических вооружений стало бы не по силам. США попадали в ту самую яму, что копали для СССР (они надеялись разорить СССР гонкой космических вооружений).
К сожалению, развал экономики страны под видом рыночных реформ, остановил создание системы, буквально в миллиметре от финиша – на заводе была уже начата сборка ракетоплана, но прекращение финансирования так и оставил его незавершенным.
- Ракетная техника и освоение космоса
- Многоразовые транспортные космические системы
- Варианты мвкс
- Проекты «Спираль» и «макс»
- Система «Энергия-Буран»
- Заключение
- С.П. Королев – «отец советской ракетной и космической техники»
- Другие важнейшие изобретения и разработки советских ученых
- Первые в мире (некоторые примеры)