Многоразовые транспортные космические системы
Первый рывок в космос, вывод первых спутников земли, первые полеты человека в космос и на Луну совершались на одноразовых ракетах, которые потом падали в виде металлолома на землю или сгорали в верхних слоях атмосферы. Большинство спутников и космических аппаратов по сию пору именно так и запускается.
Причин этому очень много, и главная из них состоит в том, что для создания многоразового корабля нужно решить исключительно сложные научно-технические проблемы.
Сейчас вывод одного килограмма полезной нагрузки стоит на разных носителях от 800 $ (РН «Протон») до 2000 $ («Шаттл»). Если бы удалось решить проблему хотя бы ограниченной многоразовости носителя, эту цену можно было бы уменьшить в разы, а для некоторых систем в десятки раз.
Многоразовая система – это очень хорошо, но она явно будет не скоро. Однако, задачи по освоению космоса надо решать сейчас. Поэтому, прогресс в этой области надолго задержался на создании одноразовых носителей. Их создание – уже очень давно и хорошо отработанная система, к тому же можно использовать для запусков снимаемые с боевого дежурства межконтинентальные баллистические ракеты. Заменить боеголовку на спутник – не такая уж и большая проблема, но большая экономия.
К настоящему времени было сделано несколько попыток создания многоразовых космических систем. Первая попытка, из тех, что была доведена до создания реально действующего многоразового космического корабля – американский челнок «Шаттл». К великому сожалению создателей, его эксплуатация совершенно не оправдала возлагавшиеся на него надежды.
Во-первых, стоимость доставки грузов на орбиту с помощью «Шаттла» была больше, чем у носителей одноразовых.
Во-вторых, две страшные катастрофы с челноками «Челленджер» и «Колумбия», показали низкую их надежность.
В-третьих, по сравнению с одноразовыми носителями КПД «Шаттла» существенно ниже в – несколько раз – из-за неудачной конструкции всей системы.
Эти недостатки весьма серьезно перекрывают все неоспоримые достоинства, которых у «Шаттла» два.
Первое: то, что он может садиться на строго заданную взлетно-посадочную полосу. Точность посадки спускаемого аппарата обычного КК – эллипс длиной до 120 км. Из-за этой неприятности некоторые спускаемые аппараты автоматических космических лабораторий (в том числе и в СССР) были безвозвратно потеряны – они не найдены до сих пор.
Второе: «Шаттл» может возвращать большие грузы (хотя бы те же спутники и небольшие орбитальные станции) с орбиты на Землю. Вес этого груза – до 20 тонн.
- Ракетная техника и освоение космоса
- Многоразовые транспортные космические системы
- Варианты мвкс
- Проекты «Спираль» и «макс»
- Система «Энергия-Буран»
- Заключение
- С.П. Королев – «отец советской ракетной и космической техники»
- Другие важнейшие изобретения и разработки советских ученых
- Первые в мире (некоторые примеры)