1.2. Эффект Бернулли.
Эффект Бернулли играет огромную роль в действиях аэродинамических поверхностей болидов F1. Эффект Бернулли выражается уравнением, известным как "Уравнение Бернулли", которое утверждает, что общая энергия данного объема вещества не изменяется; и это опирается на фундаментальный закон природы - закон сохранения энергии.
Когда мы рассматриваем относительное движение газа (или жидкости), то энергия делится на три части:
-
давление в воздухе;
-
кинетическая энергия воздуха (энергия движения);
-
потенциальная энергия воздуха.
Болид F1, находящийся в неподвижном или подвижном относительно него воздушном потоке, испытывает со стороны последнего давление:
-
в первом случае (когда воздушный поток неподвижен) - это статическое давление;
-
и во втором случае (когда воздушный поток подвижен) - это динамическое давление, оно чаще называется скоростным напором.
Статическое давление в струйке воздуха аналогично давлению покоящейся жидкости (вода, газ). Вода в трубе может находиться в состоянии покоя или движения, но в обоих случаях стенки трубы испытывают давление со стороны воды. В случае движения воды давление будет несколько меньше.
Согласно закону сохранения энергии, энергия струйки воздушного потока в различных сечениях есть сумма кинетической энергии потока, потенциальной энергии сил давления, и энергии положения тела.
Эта сумма - величина постоянная:
Екин+Ер+ +Еп=оспst, (1.2)
Кинетическая энергия (Екин) - способность движущегося воздушного потока совершать работу равна
(1.3)
где m - масса воздуха, кг; V-скорость воздушного потока, м/с. Если вместо массы m подставить массовую плотность воздуха р, то получим формулу для определения скоростного напора q (в Н/м2)
(1.4)
Потенциальная энергия (Ер ) - способность воздушного потока совершать работу под действием статических сил давления. Она равна
Ep=PFS, (1.5)
где Р - давление воздуха, Н/м2; F - площадь поперечного сечения струйки воздушного потока, м2; S - путь, пройденный 1 кг воздуха через данное сечение, м; произведение SF называется удельным объемом и обозначается v, подставляя значение удельного объема воздуха в формулу (1.4), получим
Ep=Pv. (1.6)
Энергия положения (En) - способность воздуха совершать работу при изменении положения центра тяжести данной массы воздуха, при подъеме на определенную высоту и равна
En=mh (1.7)
где h - изменение высоты, м.
Так как в процессе гонки F1 уровень ландшафта меняется не слишком сильно, то последнюю величину (энергию положения) можно принять за константу.
Рассматривая во взаимосвязи все виды энергии применительно к определенным условиям, можно сформулировать закон Бернулли, который устанавливает связь между статическим давлением в струйке воздушного потока и скоростным напором.
Рассмотрим трубу (Рис. 1.1) переменного диаметра (1, 2, 3), в которой движется воздушный поток.
Рис. 1.1 Объяснение закона Бернулли
Если через поперечное сечение S1 за одну секунду в трубу входит объем воздуха 1= S1∙ V1, то, очевидно, что через сечение S2 такой же объем 2 = S2∙ V2 воздуха за одну секунду выходит, иначе поток воздуха где-то внутри трубы должен либо разорваться, либо сжаться. Поскольку то и другое невозможно, то сказанное справедливо для любого сечения трубы. Следовательно, 1= 2= 2= const . Иначе говоря, через все сечения трубы за одну секунду проходит одинаковый объем воздуха (закон постоянства секундных объемов)
S1∙ V1= S2∙ V2=S3∙ V3= const (1.8)
Поскольку поперечные сечения различны (см. Рис. 1.1) S1> S2> S3, то и скорости воздуха в разных сечениях не одинаковы V1< V2< V3.
Для измерения давления в рассматриваемых сечениях используются манометры (см. следующий раздел), одна трубка которых соединена с атмосферой. Анализируя показания манометров (см. Рис.1.1), можно сделать заключение, что наименьшее статическое давление (по сравнению с атмосферным) показывает манометр в сечении 3-3.
Значит, при сужении трубы (увеличивается скорость воздушного потока) статическое давление падает. Причиной падения статического давления является то, что воздушный поток не производит никакой работы (трение не учитываем) и поэтому полная энергия воздушного потока остается постоянной. Значит, в данном случае возможен только переход кинетической энергии воздушного потока в потенциальную и наоборот.
Когда скорость воздушного потока увеличивается, то увеличивается и скоростной напор и соответственно кинетическая энергия данного воздушного потока, а потенциальная энергия (статическое давление) падает
Подставим значения из формул (1.3), (1.6) и (1.7), в формулу (1.2), и, учитывая, что энергией положения мы пренебрегаем, преобразуя уравнение (1.2), получим
(1.9)
Это уравнение для любого сечения струйки воздуха (газа или жидкости) записывается следующим образом:
(1.10)
Такой вид уравнения является самым простым математическим выражением уравнения Бернулли которое утверждает, что сумма статического и динамического давлений для любого сечения струйки установившегося воздушного потока есть величина постоянная. Сжимаемость воздуха в данном случае не учитывается. При учете сжимаемости вносятся соответствующие поправки.
- Технология аэродинамической трубы для болидов Формулы 1.
- 1. Основы аэродинамики.
- 1.1. Ошибка Ньютона.
- 1.2. Эффект Бернулли.
- 1.3. Приборы для измерений давлений и скоростей в потоке.
- 1.4. Обтекание тел воздушным потоком.
- 2. Аэродинамика болида Формулы 1.
- 2.1 Передние и задние антикрылья.
- 2.2. Диффузор.
- 2.3. Боковые дефлекторы.
- 2.4. Воздухозаборник.
- 2.5. Слипстрим.
- 3. Аэродинамические трубы.
- 3.1. История создания и развития технологии аэродинамической трубы.
- 3.2. Конструкции аэродинамических труб.
- 3.3. Аэродинамические трубы для болидов Формулы 1.
- 3.4. Вазовская труба.