logo
Единство мира в свете философских естественнона

2.2. Пространственно-временной континуум

Если движение представляет собой общий способ суще­ствования материального мира, то пространство и время являются общими формами его существования.

Пространство – это мера бытия, покоя, устойчивости и движении. Различные явления всегда существуют в про­странстве или сосуществуют одно подле другого.

Время – это мера изменчивости, устойчивости или не­устойчивости в движении. Время представляет собой по­следовательную смену состояний предмета действительно­сти, смену событий.

Пространство и время неразрывно связаны между со­бой и обладают следующими свойствами: они неотделимы от своего материального носителя, нет и не может быть пространства и времени самих по себе – вне и до своего носителя; они объективны; универсальны; противоречивы (одновременно конечны и бесконечны, абсолютны и отно­сительны). Частные свойства пространства и времени опре­деляются характеристиками тех материальных объектов, формой которых они являются.

В классической науке пространство и время рассматри­вались как независимые друг от друга и от тех процессов, которые в них происходят. Благодаря созданию теории относительности было выяснено, что в действительности пространство и время – это стороны одного и того же явления. Поэтому было введено понятие «пространственно-временного континуума». Оказалось, что пространство и время определяются теми процессами, событиями, кото­рые в них возникают и существуют. Поэтому самое простое представление о реальности – это представление о том, что мир есть множество событий, или континуум, который имеет четыре измерения: три из них пространственные, а четвертое – время. Хотя время –это такая же координа­та, как и любая из трех пространственных, но все же она характеризует континуум с точки зрения направленности его изменений, в то время как пространственные коорди­наты характеризуют сосуществование его событий4.

Поскольку континуум образует единое целое, то нельзя говорить о времени и пространстве, а следует говорить о пространстве-времени. Всякая попытка измерять отдель­но пространство и время имеет смысл лишь тогда, когда мы имеем дело с макровеличинами. Как в микро-, так и в мегамирах разделение на пространство и время и сохра­нение этого разделения ведет к неверному пониманию реальности. В зависимости от распределения вещества и энергии изменяются характеристики пространственно-вре­менного континуума. Астрономические наблюдения за по­следние пятнадцать лет показали, что пространство в ок­ружающем нас мире не изотропно, – это подрывает ис­ходные принципы теории относительности и ограничивает применимость понятия «пространственно-временной континуум» в том смысле, как оно трактуется в теории отно­сительности.

Однако в зависимости от условий она может оказаться короче и длиннее того времени, которое является законо­мерным для бытия данного объекта.

Как следует из взаимосвязи пространства и времени со спецификой той реальности, которая существует и вза­имодействует в них, качественное и количественное раз­личия даже в одной и той же реальности могут существенно менять свойства пространства и времени. Так, в физике выделяют макропроцессы, микропроцессы и мегапроцессы. Они различаются не только количественно, но и качественно. Естественно, что и свойства простран­ства и времени в них существенно различны. Эти разли­чия настолько существенны, что нередко теоретики даже не признают соответствующих теорий. Например, А. Эйн­штейн не признавал специфику законов квантовой меха­ники, поскольку описанный им мысленный эксперимент дает возможность сделать вывод о том, что законы кван­товой механики допускают бесконечно большую скорость распространения взаимодействия, в то время как в тео­рии относительности она не может быть больше скорости света. Теоретический вывод Эйнштейна был подтвержден в 80-е гг. XX в. экспериментально. Но это не опровергло теорию относительности и, тем более, квантовую механи­ку, а лишь показало, что законы в разных областях физи­ки и свойства пространственно-временного континуума в них имеют различную природу.

При переходе к пространственно-временным отноше­ниям в живой природе, а затем в социальных системах обнаруживается специфика этих отношений. И хотя со­временная наука еще не сформулировала общих законов пространственно-временных отношений для биологичес­ких и социальных систем, их некоторые частные случаи изучены. Так, например, интенсивно изучается и осмыс­ливается информационный аспект пространственно-вре­менных отношений в живой природе и обществе. Инфор­мационное пространство рассматривается как фрагмент реального физического пространства, в пределах которого субъекты создают, преобразуют и потребляют информа­цию. Выдвигается мнение о наличии «мерности» инфор­мационного пространства.

2.3. Проблемы единства мира в свете достижений современной науки

В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях. Во-первых, это его субстанциальное единство, т. е. то, в какой мере он имеет единую основу. Во-вторых, единство законов, которые действуют в этом мире. В-третьих, единство с точки зрения возникновения, развития, генезиса всех форм реальности в доступном нам мире.

Классическая наука вплоть до XX в. исходила из того, что субстанциальное единство мира определяется атомарным строением всех вещей. В XX в. благодаря развитию кванто­вой механики выяснилось, что атомы состоят из элементар­ных частиц, хотя этих частиц оказалось большое количество, их теперь насчитывают более пятисот, и число их постоянно растет, все же устойчивых частиц немного. Именно эти час­тицы образуют субстанциальное единство реальности в дос­тупной нам части Вселенной. Они подразделяются на части­цы и античастицы. При взаимодействии частицы и античас­тицы аннигилируют, т. е. исчезают, превращаясь в излучение.

Обобщая свойства элементарных частиц, можно выде­лить их общую двоякую основу. Во-первых, все физичес­кие объекты обладают массой и энергией. В то же время все элемен­тарные частицы делятся на две группы: частицы вещества, которые обладают массой покоя, и частицы поля, обладаю­щие только массой движения. На каждом уровне органи­зации реальности существует своя специфическая субстан­ция, имеющая определенную дискретную, т. е. атомисти­ческую структуру. На химическом уровне – это молекулы, на биологическом – это особи, на социальном – люди5.

Поскольку субстанция не только непрерывна, но и дис­кретна, то между ее элементами существуют определенные связи и отношения. Общие и устойчивые отношения, су­ществующие как необходимые, проявляются в законах. В каждой специфической области реальности существуют как специфические для нее, так и универсальные законы. Кроме того, философия формулирует и такие законы, кото­рые равным образом действуют на всех уровнях организации

Все же в настоящее время пространственно-временной континуум остается наиболее общим представлением от­носительно пространства и времени. Рассмотрение про­странственно-временного континуума в космологических моделях, и особенно в модели «Большого взрыва», приве­ло к принципиально новым идеям относительно мерности пространства и времени. Так, оказалось, что в некоторых моделях «Большого взрыва» пространство оказывается не трехмерным, а десятимерным и лишь затем при переходе к привычным для нас пространственно-временным отно­шениям, с точки зрения их масштаба, семь координат сворачиваются в точки, и пространство становится трех­мерным. Более того, выяснилось, что процесс возникно­вения нашей части Вселенной предполагает возникнове­ние и самых известных нам физических законов, таких как законы тяготения, законы электромагнитных взаи­модействий, а также слабых и сильных взаимодействий. Этих законов до момента «Большого взрыва» не существует, потому что нет самих соответствующих взаимо­действий. Предполагается, что существует лишь некото­рая «Суперсила», которая порождает известные нам фи­зические взаимодействия.

Хотя пространство и время едины, но в макромире они относительно обособлены, и поэтому время и про­странство в данном случае можно и даже нужно рассмат­ривать раздельно. При этом оказывается, что время так­же имеет несколько измерений. Во-первых, есть внешнее время, когда данный процесс сравнивается с каким-то другим процессом, внутри которого он находится и от которого зависит. Например, продолжительность жизни, измеряемая в годах, – это внешнее время, поскольку процесс жизни сравнивается с вращением Земли вокруг Солнца. Во-вторых, есть собственное время, которое опре­деляется соотношением внутренних процессов в данной системе. И, наконец, существует время, выражающее отношение закономерного бытия данного объекта к его ре­альному бытию. Так, продолжительность жизни законо­мерно определена для каждого вида живых организмов объективной реальности. Необходимость использовать зна­ния о таких законах, тенденция к интеграции научного знания заставляет самих ученых разрабатывать концеп­ции, имеющие общенаучный характер. К таким общенауч­ным теориям относится, например, общая теория систем, которая формулирует закономерности, действующие в лю­бых системах.

Кроме того, существуют и такие законы, которые дей­ствуют лишь в некоторых качественно различающихся об­ластях реальности, например закон сохранения энергии. Зна­ние таких достаточно общих законов позволяет глубже по­нять единство окружающего нас мира. Правда, в тех космологических моделях, которые пользуются в настоя­щее время всеобщим признанием, предполагается, что об­ласть действия известных нам законов природы ограниче­на и конечна. С точки зрения традиционной релятивистской космологии говорить о существовании чего-либо вне этой области про­сто бессмысленно. Известные нам физические законы дей­ствуют только в этой конечной области, но так как простран­ственно-временной континуум замкнут, то вне этой области просто ничего не существует. Поэтому, по их мнению, мир является конечным, но он не ограничен жестко заданными пределами. Стремление мыслить что-либо, находящееся вне этого мира, – это просто попытка наглядно представить то, что непредставимо.

Однако есть ученые, которые полагают, что ограничен­ность мира, отображаемого космологическими моделями, от­носительна, и поэтому могут существовать и другие законы, выводящие нас за пределы этого мира. Такая картина мира строится на основе концепции ансамбля миров. Мысль о том, что единство можно понимать как результат развития, впер­вые была выдвинута и развита Гегелем. Последовательное развитие космологических моделей также приводит к мысли о том, что единство мира может быть понято как результат некоторого процесса, т. е. развития, или генетически.

Заключение

Итак, единство, с точки зрения развития, имеет принципиаль­ное значение, поскольку оно способно объяснить как суб­станциальное единство мира, так и единство его с точки зрения действующих в нем законов. К тому же, рассматри­вая мир как развивающийся, мы способны понять внутрен­нюю взаимосвязь многообразия форм реальности, их бытия. Современная наука для объяснения взаимосвязи различных форм реальности все чаще использует принцип развития, и, благодаря космологии, этот принцип получил универсаль­ное значение для выявления единства окружающего мира. В наши дни предпринимаются активные попытки созда­ния единой теории эволюции, включающей процессы разви­тия, протекающие в материальном мире и сознании. Эта теория строится на основе синтеза принципиально новых общенаучных концепций, таких как кибернетика, синерге­тика, системология. Согласно данной теории, направленно изменяются не только те или иные формы бытия, но и законы их развития. Такое понимание фундаментальных законов конкретизирует философское учение о единстве мира как вечно изменяющейся внутри себя целостности. Разви­тие этой целостности представляет собой естественно-зако­номерный процесс. Однако становление целостности, выра­жающей существующее единство мира, в различных космо­логических моделях имеет различное толкование.

Список литературы

  1. Амус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Амус. – М.: Высшая школа, 1998. – 400 с.

  2. Гурина, М. Философия: Учеб. пособие для выпускников классов лицеев, для поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования / М. Гурина. – М.: Республика, 1998. – 540 с .

  3. Кузнецов, В.Г. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 519 с.

  4. Митрошенков, О.А. Философия: учеб. для студентов нефилософ. фак. вузов / О.А. Митрошенков. – М.: Гардарики, 2005. – 655 с.

  5. Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – 384 с.

1 Митрошенков О.А. Философия: учеб. для студентов нефилософ. фак. вузов. – М.: Гардарики, 2005. – С. 133.

2 Гурина М. Философия: Учеб. пособие для выпускников классов лицеев, для поступающих в высшие школы и студентов первого цикла высш. образования. – М.: Республика, 1998. – С. 234.

3 Основы современной философии: Учебник для высших учебных заведений. – СПб.: Издательство «Лань», 2004. – С. 154.

4 Кузнецов В.Г. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 268.

5 Амус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 1998. – С. 302.