1.1. Бытие как совокупная реальность
Исходным пунктом размышлений о сущем является проблема существования. Дать строго логическое определение категории существования, по-видимому, нельзя, ибо среди многообразных понятий, созданных человеком, невозможно найти такое более общее, родовое понятие, под которое можно было бы подвести категорию существования. Можно дать ряд аналогов, например «наличие», «данность», «обнаруживаемость», которые способны вызвать определенные ассоциации, позволяющие приблизить к содержанию понятия существования. Другими словами, эта категория дана субъекту через его опыт и является результатом эмпирического обобщения. С ее помощью он способен мыслить все, с чем сталкивался, сталкивается и будет сталкиваться, так как все это существует в каком-то смысле. Содержание этой категории есть результат предельного абстрагирования от того, как (способ), где и когда (форма) существует некоторое нечто, в ней фиксируется элементарнейший факт его наличия в универсуме, и ничего более.
В настоящее время проблема существования приобрела особую актуальность в связи с углублением познания в микро- и мегамиры, структура которых детерминирует такие виды существования, которые никогда не смогут оказаться в поле нашего непосредственного макроскопического опыта. Поэтому их наличность для субъекта будет зависеть от теоретических (логических) средств, в том числе и определенной трактовки категории существования.
Следующий шаг размышлений о началах мира связан с категорией бытия. Бытие есть единство форм и способов существования. Оно представляет собой особенное, специфическое существование, которое характеризуется некоторым набором свойств. В категории бытия существование предмета мыслится более конкретно, потому что в содержании этой категории фиксируются определенные признаки существования, обусловленные формой и способом обнаружения предмета в бесконечном многообразии мироздания. Так, живой организм являет собой органическую форму бытия, подчиняющуюся биологическим законам. Способ его обнаружения в мире, именно как живой формы бытия, состоит в том, что, взаимодействуя со средой, он стремится воспроизвести некоторую меру внутреннего неравновесного состояния, в то время как неорганические формы бытия стремятся к равновесному состоянию.
Формы бытия и соответствующие им способы существования детерминированы фундаментальной структурой мира. Прежде всего выделяют материальное бытие (например, Солнечная система) и идеальное (идея возникновения Солнечной системы), которые являются самыми общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытии, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т. е. существующем внутри и благодаря сознанию человека. Любой вид материального бытия обладает объективным существованием. Среди материальных форм бытия выделяют следующие его уровни: природные неорганические (звезды, планеты, горы и т. д.), природные органические (биологические виды), социальные формы бытия (общественное бытие, индивидуальное бытие человека и т. д.), искусственные (технические системы, инженерные сооружения, искусственные материалы и т. д.). Множество идеальных разновидностей бытия распадается на два подмножества: объективно-идеальное (например, законы мышления) и субъективно-идеальное (мечта о счастье данного человека)1.
В последние два десятилетия XX в. благодаря развитию информационных технологий появилась новая форма бытия – виртуальная реальность. Этот вид бытия синтезирует в себе свойства многих других. Так, например, виртуальная реальность обладает рядом свойств объективно-идеального бытия, так как ее актуальное существование возможно только благодаря компьютерным системам, в которых законы логики играют первостепенную роль. Вместе с тем она обладает свойствами субъективно-идеального бытия, потому что ее параметры могут меняться по воле и желанию субъекта, не говоря уж о том, что ее актуализация, т. е. наличное существование для данного субъекта, определяется им же. Наряду со свойствами идеального бытия в виртуальной реальности воспроизводятся и свойства материального бытия: воздействие виртуального бытия на органы чувств человека практически полностью идентично воздействию реальных материальных объектов. Наука пока еще далека от каких-либо окончательных выводов, но одно можно сказать с уверенностью: что виртуальная реальность не имеет своей собственной сущности, даже хотя бы относительно не зависящей от других форм бытия. Ее существование является результатом взаимодополняемости и взаимодействия материальных и идеальных форм бытия2.
В философии наряду с понятием бытия существует также и понятие небытия. Под небытием понимается все то, что лишено формы (в каком-то смысле), но имеет ту или иную степень возможности существования, а следовательно, может характеризоваться некоторым набором признаков, при этом, как правило, противоположным набору признаков соответствующего бытия. Так, например, у Демокрита атомы – бытие, а пустота – небытие. В сумме объемы понятий бытия и небытия дают объем понятия существования. Но если бытие является фундаментальной и общей характеристикой мира, то небытие характеризует возможное состояние его реальных явлений и процессов. Развитие объективного мира есть непрерывный процесс перехода явлений от бытия к небытию и наоборот. В современном научном знании в качестве небытия мыслится физический вакуум, из которого при определенных условиях формируются различные материальные процессы и явления.
Итак, многообразные формы бытия и небытия не существуют разрозненно, они взаимосвязаны таким образом, что образуют единую предельно общую структуру, в которой исчезают все различия между формами бытия, кроме одного – различия рода и вида, целого и части, абсолютного и относительного. Этот вид существования выражается категорией мира. Мир (мироздание, универсум) есть единая целостная совокупность всевозможных форм и уровней бытия. Он заключает в себе всю реальность без каких-либо исключений. Из этого определения вытекает ряд особенностей данной категории. Она представляет собой отвлечение: 1) от всех качественных различий форм бытия; 2) от пространственно-временных отношений, в пределах которых существуют формы бытия; 3) от гносеологического статуса (познано или нет) той или иной формы бытия. В понятии «мир» мы мыслим и то, что нами познано, и то, чего мы еще не знаем. В этом смысле мир является объектом исключительно философского познания, осуществляющегося в рамках определенной философской системы. Из такого понимания мира вытекает тезис о его единственности и единстве, интерпретация которого зависит от того или иного философского решения проблемы субстанции.