logo
Глава 9

Критерии для выделения четырех векторов (компонентов)

Некоторые виды человеческой практики уже давно разложены на четыре компонента кем-то другим. Знаменательно, что многие научные классификации действительно содержат по четыре типа, вида, подхода, стиля и т.п. Если по теме, которую разрабатываешь, уже есть классификация, отлично! Любую классификацию из четырех разрядов можно представить в форме четырех осей. Это первый путь – академический, или научный.

Если классификации нет, то что ж… Вот шанс стать творцом концепций и преобразований. Это второй путь – путь размышления. Для многих молодых тренеров становится откровением, что они могут сами создавать концепции, вместо того, чтобы выискивать их в литературе.

Каждый человек обладает опытом, знаниями, логикой, здравым смыслом. Каждый может опереться на более широкие классификации явлений, в том числе на те, которые идут из физики, экономики, биологии и др. Каждый может поразмыслить и создать свою собственную концепцию.

«Единого алгоритма построения системного описания нет. В каждом случае он конструируется как своего рода произведение искусства»

(Ганзен В.А., 1984, с.16).

Если концепция никак не создается, можно обратиться к самым базовым понятиям: информация, энергия, и пространство и время.

«Основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который и выполняет функцию интегратора перечисленных характеристик… Компоненты тетрады ПВЭИ не являются независимыми,… но при определенных условиях можно отвлекаться от их связи и рассматривать пространственно-временные и информационно-энергетические описания явлений как независимые» (Ганзен В.А., 1984, с.38-48).

Итак, можно попытаться описать определенную деятельность в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии.

Это – третий путь, путь базовых характеристик. Конечно, и этот путь требует размышления, однако он опирается на самые базовые понятия, поэтому может считаться самым простым и в то же время самым универсальным.

В таблице ниже приведены примеры критериев для выбора четырех компонентов.

Критерии выбора четырех параметров

Примеры

1. Академичность, «научность»

1а.Тренинг развития организационной приверженности

(классификация построена на основе: Meyer, J.P. and Allen, N.J., 1997 Нордстрем К., Риддерстрале Й., 2000):

1. приверженность как долг

2. эмоциональная приверженность

3. приверженность по расчету

4. верность самому себе

1б.Тренинг проницательности в бизнесе

(классификация построена на основе: Смит Г., 2001):

1. Умозрительное понимание

2. Артистическое понимание

3. Практическое понимание

4. Эмпирическое понимание

2. Путь размышления

(требования логики, опыта и здравого смысла)

2а.Оптимизация взаимодействия с клиентами-соисполнителями заказа:

1. Договорная сила собственная

2. Договорная сила партнера

3. Личностная сила собственная

4. Личностная сила партнера

2б. Драйвменеджмент:

1. Система

2. Страдание

3. Счастье

4. Смысл

2в.Тренинг «Эффективная презентация»

  1. Слова

  2. Числа

  3. Образы

  4. Интеракции

3. Путь описания деятельности в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии пространстве и времени

.Стресс-менеджмент:

1. Профилактика стресса

2. Подготовка к воздействию стрессора

3. Реагирование на стрессор

4. Восстановление после стресса

3б.Тренинг эффективного взаимодействия для менеджеров по продажам:

1. Взаимодействие с внешним клиентом

2. Взаимодействие с внутренним клиентом

3. Взаимодействие с начальником

4. Взаимодействие с подчиненным

3в.Мастер-класс «Мастерство ведения тренинга»:

1. Технологичность

2. Импровизация

3. Управление мотивацией

4. Работа с сопротивлением

Все приведенные в таблице примеры будут рассмотрены ниже.