Критерии для выделения четырех векторов (компонентов)
Некоторые виды человеческой практики уже давно разложены на четыре компонента кем-то другим. Знаменательно, что многие научные классификации действительно содержат по четыре типа, вида, подхода, стиля и т.п. Если по теме, которую разрабатываешь, уже есть классификация, отлично! Любую классификацию из четырех разрядов можно представить в форме четырех осей. Это первый путь – академический, или научный.
Если классификации нет, то что ж… Вот шанс стать творцом концепций и преобразований. Это второй путь – путь размышления. Для многих молодых тренеров становится откровением, что они могут сами создавать концепции, вместо того, чтобы выискивать их в литературе.
Каждый человек обладает опытом, знаниями, логикой, здравым смыслом. Каждый может опереться на более широкие классификации явлений, в том числе на те, которые идут из физики, экономики, биологии и др. Каждый может поразмыслить и создать свою собственную концепцию.
«Единого алгоритма построения системного описания нет. В каждом случае он конструируется как своего рода произведение искусства»
(Ганзен В.А., 1984, с.16).
Если концепция никак не создается, можно обратиться к самым базовым понятиям: информация, энергия, и пространство и время.
«Основными характеристиками любого объекта являются пространственные, временные, информационные и энергетические. Этими характеристиками обладает субстрат объекта, который и выполняет функцию интегратора перечисленных характеристик… Компоненты тетрады ПВЭИ не являются независимыми,… но при определенных условиях можно отвлекаться от их связи и рассматривать пространственно-временные и информационно-энергетические описания явлений как независимые» (Ганзен В.А., 1984, с.38-48).
Итак, можно попытаться описать определенную деятельность в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии.
Это – третий путь, путь базовых характеристик. Конечно, и этот путь требует размышления, однако он опирается на самые базовые понятия, поэтому может считаться самым простым и в то же время самым универсальным.
В таблице ниже приведены примеры критериев для выбора четырех компонентов.
Критерии выбора четырех параметров | Примеры |
1. Академичность, «научность» | 1а.Тренинг развития организационной приверженности (классификация построена на основе: Meyer, J.P. and Allen, N.J., 1997 Нордстрем К., Риддерстрале Й., 2000): 1. приверженность как долг 2. эмоциональная приверженность 3. приверженность по расчету 4. верность самому себе
1б.Тренинг проницательности в бизнесе (классификация построена на основе: Смит Г., 2001): 1. Умозрительное понимание 2. Артистическое понимание 3. Практическое понимание 4. Эмпирическое понимание |
2. Путь размышления (требования логики, опыта и здравого смысла) | 2а.Оптимизация взаимодействия с клиентами-соисполнителями заказа: 1. Договорная сила собственная 2. Договорная сила партнера 3. Личностная сила собственная 4. Личностная сила партнера
2б. Драйвменеджмент: 1. Система 2. Страдание 3. Счастье 4. Смысл
2в.Тренинг «Эффективная презентация»
|
3. Путь описания деятельности в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии пространстве и времени | 3а.Стресс-менеджмент: 1. Профилактика стресса 2. Подготовка к воздействию стрессора 3. Реагирование на стрессор 4. Восстановление после стресса
3б.Тренинг эффективного взаимодействия для менеджеров по продажам: 1. Взаимодействие с внешним клиентом 2. Взаимодействие с внутренним клиентом 3. Взаимодействие с начальником 4. Взаимодействие с подчиненным
3в.Мастер-класс «Мастерство ведения тренинга»: 1. Технологичность 2. Импровизация 3. Управление мотивацией 4. Работа с сопротивлением
|
Все приведенные в таблице примеры будут рассмотрены ниже.
- Векторные модели тренинга
- Глава 9. Модель из четырех векторов, или модель паруса
- Значение четырех элементов
- Алгоритм создания модели паруса
- Проверка алгоритма на тренерском примере
- Критерии для выделения четырех векторов (компонентов)
- Академический путь создания модели паруса
- Путь размышления
- Полезные вопросы и дихотомии
- Путь описания в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии
- Почему модель паруса не всегда подходит?