Путь размышления
Если планируемый результат тренинга не подпадает ни под одну известную автору существующую классификацию, то, наконец-то, можно и самому поразмышлять! Каждый из нас может создать собственную классификацию, опираясь на свои знания и опыт, здравый смысл и логику. В этом случае автор тренинга фактически выступает с новой концепцией. Возможно, со временем эта концепция тоже станет общепринятой и будет считаться академической…
Между шарлатанством и гениальностью – один шаг
Пример 2а:
Тренинг «Оптимизация взаимодействия с клиентами-соисполнителями заказа»
Это тренинг был создан по заказу определенной фирмы.
Клиенты-соисполнители проектов этой фирмы часто отказывались от достигнутых договоренностей, нарушали правила и сроки работы. С ними приходилось «ссориться», при этом личностной силы сотрудников не хватало, чтобы настоять на выполнении оговоренных правил.
После исследования задачи и бесед с представителями фирмы я пришла к выводу, что в тренинге необходимо будет работать не только с технологиями личностного влияния и противостояния чужому влиянию, но и с технологиями формулирования контрактов и особенно санкций.
В связи с этим концепция тренинга подразумевала работу в двух направлениях: развитие личностной силы (вертикальная ось) и развитие договорной силы (горизонтальная ось).
Договорная сила: возможность сослаться на условия контракта, требовать их выполнения и применять санкции в случае их невыполнения
| Личностная сила: способность воздействовать на мысли, чувства и поступки других людей психологическими методами или противостоять чужому нежелательному воздействию |
Впоследствии я часто применяла эту схему и в других тренингах. Чем большее количество ситуаций предусмотрено контрактом, тем меньше придется тратить личностной силы, убеждать, внушать и т.п. Личностная сила необходима на этапе заключения контракта, в процессе переговоров и «торгов». После заключения контракта можно уже не тратить психической энергии, а просто голосом, лишенным эмоциональной окраски, ссылаться на достигнутую и подписанную обеими сторонами договоренность. В силе письменных договоренностей я многократно убеждалась в процессе взаимодействия со своими шведскими партнерами.
- Елена, через полчаса ты своей презентацией открываешь наше заседание.
- О, я не думала, что я должна была это сделать!
- Предлагаю посмотреть на программу заседания. Этот документ был тобою же подготовлен, неправда ли?
- Да…
- В графе «ответственный» стоит твоя фамилия?
- Да, но там две фамилии… Моя и шведского профессора…
- Он сказал, что обычно он выступает, но на этот раз предоставляет это тебе.
- О, Господи!
- Этот документ был тобою подготовлен уже месяц назад, не так ли?
- Да, именно так.
- Значит, тебе предстоит это сделать. Заседание через двадцать пять минут.
- О, Боже! Я начинаю не на шутку нервничать!
- Не надо нервничать, Елена. Надо выполнять договоренности.
Конечно, жизнь становится более предсказуемой, если она подчиняется письменным договоренностям. Если же большая часть событий письменными договоренностями не предусмотрена, приходится постоянно работать в полном напряжении своей личностной силы.
В этой концепции тренинга есть уязвимое место: в сущности, мы должны развивать не только свою договорную силу, но и договорную силу партнера. В оптимальных партнерских отношениях эти силы должны быть равными. Это означает, что в тренинге необходимо предусматривать в и санкции для самих себя.
Однако эта идея непопулярна. Когда я прошу участников тренинга нарисовать оптимальный парус соотношения сил, они предпочитают предоставлять партнеру меньшую договорную силу, чем самим себе.
Один из участников тренинга заявил, улыбаясь: «Хотелось бы, чтобы у меня было больше управы на него, чем у него на меня». Однако в этом случае отношения вряд ли можно назвать партнерскими. В долгосрочной перспективе парус либо должен быть изменен, либо будет обречен.
- Векторные модели тренинга
- Глава 9. Модель из четырех векторов, или модель паруса
- Значение четырех элементов
- Алгоритм создания модели паруса
- Проверка алгоритма на тренерском примере
- Критерии для выделения четырех векторов (компонентов)
- Академический путь создания модели паруса
- Путь размышления
- Полезные вопросы и дихотомии
- Путь описания в базовых характеристиках пространства, времени, информации и энергии
- Почему модель паруса не всегда подходит?