logo
к зачету по КСЕ

Тема II «История становления и развития естествознания: диалог с

богословием».

Атомизм - натурфилософская и физическая теория, согласно которой физические тела

состоят из химически неделимых частиц — атомов (греч. ἄτομος — ≪неделимый≫).

540

Возникла в древнегреческой философии, дальнейшее развитие получила в философии и

науке Средних веков и Нового времени.

Биологический рефлекторный автоматизм – одна из концепций механистической

картины мира XVIII в., в которой поведение живых организмов рассматривается как серия

простейших рефлексов – ответных реакций организма на воздействия внешней среды,

всецело принадлежащих области механических явлений, за исключением душевной

жизни человека.

Близкодействия принцип – одна из концепций классической физики, согласно которой

взаимодействия передаются с помощью особых материальных посредников от точки к

точке с конечной скоростью. Например, в случае электромагнитных взаимодействий

таким посредником является электромагнитное поле.

«Бог белых пятен» («Бог пробелов») - ≪God of the gaps≫ - тесно связанная с деистическим

мировоззрением богословская концепция XVII-XIX вв., согласно которой, присутствие

Бога как Промыслителя требовалось или допускалось лишь в тех областях, где не было

возможности дать естественнонаучное объяснение рассматриваемым феноменам в

природе.

Гелиоцентризм (от греч. Ἥλιος или Ἠέλιος - ≪Солнце≫) – картина мира, согласно

которой, Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается

Земля и другие планеты.

Геоцентризм (от греч. Γῆ, Γαῖα — ≪Земля≫) — картина мира, согласно которой,

центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, являющаяся

пространственным центром мироздания; вокруг Земли вращаются Солнце, Луна, планеты

и звезды.

Дальнодействия принцип – одна из концепций классической физики, согласно которой

тела действуют друг на друга без материальных посредников, через пустоту, на любом

расстоянии. Такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью, но

при этом подчиняется определенным законам. Примером силы, непосредственно

действовавшей на любом расстоянии, можно считать силу всемирного тяготения в

классической теории гравитации И. Ньютона.

Деизм (от лат. Deus - ≪Бог≫) — религиозно-философское направление в Европе XVII-XIX

вв., признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее

божественное Откровение, промыслительное действие Бога в истории мира и

вероучительный догматизм. Согласно деистическим представлениям, Бог после

сотворения вселенной не вмешивается в течение событий, или, если все же влияет на

события, не контролирует их полностью.

Демаркация между богословием и естествознанием - (лат. demarcatio

≪разграничение≫) – разграничение сфер компетенции между богословием и

естествознанием на основании понимания различия в их природе, целях, задачах и

методологии.

«Демон Лапласа» - мысленный эксперимент 1814 г., предложенный французским

математиком и астрономом Пьером-Симоном Лапласом, а также главный персонаж этого

эксперимента — вымышленное разумное существо (≪демон≫), обладающее

сверхъинтеллектом, способное, восприняв в любой данный момент времени положение и

541

скорость каждой частицы во вселенной, узнавать с помощью естественных

детерминистических закономерностей ее эволюцию как в будущем, так и в прошлом.

Детерминизм (лат. determine – ≪определяю≫) – естественнонаучная и философская

концепция XVIII-XIX вв., согласно которой, вселенная рассматривалась как идеально

отлаженный механизм, действующий по законам строгой необходимости, где все пред-

меты и явления связаны между собой жесткими причинно-следственными отношениями,

в которых любая случайность полностью исключалась (см. Механистическая картина

мира).

Естественное богословие – область богословия, где раскрытие истин веры

осуществляется на основании и при помощи доводов разума, главным образом через

Естественное Откровение или Книгу природы, повествующей о Творце. К области

естественного богословия относятся доказательства бытия Бога, понятия о Его свойствах

(например, проявление всемогущества, премудрости Божьей в видимом творении), об

отношении Его к миру как Творца и Промыслителя.

Изотропность (греч. ί̓σος - ≪равный, одинаковый, подобный≫ и τρόπος - ≪оборот, поворот; Iσος - «равный, одинаковый, подобный» и τρόπος - «оборот,

поворот; характер≫) - свойство среды, где все направления равнозначны; изотропная среда

- такая область пространства, физические свойства (электрические, оптические и т.п.)

которой не зависят от направления.

Импетус, теория импетуса (лат. impetus – ≪толчок≫, ≪импульс≫) – концепия,

представляющая собой модификацию аристотелевской теории движения, восходящей к

древнегреческому астроному и математику Гиппарху Никейскому (Ἳππαρχος; II в. до

р.Х.), неоплатонику Иоанну Филопону (Ἰωάννης ὁ Φιλόπονος; ок. 490—570), была

завершена в поздней схоластике Ж. Буриданом (Joannes Buridanus; 1300—1358) и

подготовила научное объяснение движения. Согласно этой, теории, для поддержания

движения небесных тел необходим нематериальный Перводвигатель (Бог), выполняющий

функцию первого импульса, который сохраняется в движении небесных тел, возрастает в

свободном падении, но прерывается другими земными движениями (удар, бросок), так что

движение прекращается.

Индетерминизм (лат. in — ≪не≫ и determinare — ≪определять≫) – естественнонаучный и

философский принцип, согласно которому, имеются состояния и события, для которых

причина не существует или не может быть указана. Противоположен детерминизму.

Квантово-полевая картина мира - картина мира, возникшая в первой половине ХХ в. в

связи со становлением релятивистской и квантовой физических теорий.

Механистическая картина мира (механицизм) — картина мира, существовавшая в

XVIII-первой пол. XIX вв., рассматривающая мир как механизм. В более широком смысле

механицизм - метод познания и миропонимания при сведении сложных явлений к их

элементарным физическим причинам.

Модель диалога (в соотнесении богословия и естествознания) констатирует: хотя наука

и религия действительно принципиально отличаются по своим целям и методам, однако,

они нуждаются и в том, чтобы вступить во взаимный плодотворный диалог в

мировоззренческих, ≪предельных≫, ≪фундаментальных≫ вопросах, которые всегда

косвенно поднимаются в естествознании: рациональность и случайность; личностная

свобода воли и детерминизм; объективность и субъективность; проблема целостного

восприятия мира; смысл жизни, радости, беспокойства и смерти и т.п.

542

Модель конфликта (в соотнесении богословия и естествознания) разделяется,

главным образом, сторонниками материализма (научного натурализма), а также

сторонниками библейского буквализма (≪научного креационизма≫), которые либо

отвергают современную науку (частично или, что реже, полностью), если наука

противоречит буквальному прочтению Библии, либо отказывают в достоверности

Священному Писанию, если оно не согласуется с естественнонаучными концепциями.

Модель интеграции (в соотнесении богословия и естествознания) предполагает

реальную возможность построения систематического синтеза религии и науки.

Модель независимости (в соотнесении богословия и естествознания) – взгляд на

взаимоотношения религии и науки, согласно которому, они, хотя и являются одинаково

истинными, тем не менее, принципиально не совместимы, т.к. имеют совершенно разную

природу, используют различные методы, говорят на разных языках и имеют дело с

различными реальностями.

Натурфилософия (лат. natura – ≪природа≫; греч. φύσις) или философия природы -

термин впервые вводится древнегреческими философами с VI в. до р.Х. (милетская

школа, академия Платона, пифагорейцы); понятие ≪philosophia naturalis≫ впервые

встречается у Сенеки (I в). В натурфилософии на умозрительном уровне рассматривались

космогонические проблемы: материя и ее структура, гармония (в т.ч. математическая)

Вселенной, стихии, соотношение вещества и силы, живого и неживого, органического и

неорганического, человек в соотнесении с космосом (микрокосм).

«Обыденное сознание» - совокупность взглядов на окружающую действительность,

навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной

(≪обыденной≫, ≪бытовой≫) практической деятельности.

Сциентизм (лат. scientia – ≪наука≫, ≪знания≫) - система убеждений, абсолютизирующая

методологию ≪точных≫ наук, в первую очередь, физики, рассматривая их как ≪всеобщую

вершину знания≫ и отрицая религиозно-философскую проблематику как принципиально

не имеющую никакого познавательного значения.

Теоремы Гёделя (теоремы о непротиворечивости и неполноте) теоремы, доказанные

в 1931 г. австрийским математиком и философом К. Гёделем, согласно которым, в любой

достаточно сложной непротиворечивой теории всегда существуют утверждения

(аксиомы), которые средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть;

непротиворечивость достаточно развитой теории не может быть доказана средствами этой

же теории.

«Теплород» (концепция) - физическая концепция XVIII в., предложенная для объяснения

тепловых явлений, согласно которой, в каждом теле может присутствовать невесомая

материя – ≪теплород≫. Приток гипотетического ≪теплорода≫ в тело должен вызывать его

нагрев, а убыль, соответственно, - охлаждение.

«Флогистон» (концепция) (греч. φλογιστός — ≪горючий≫, ≪воспламеняемый≫) –

химическая концепция XVIII в., предложенная для объяснения процессов горения,

согласно которой, существует гипотетическая ≪сверхтонкая материя≫ или ≪огненная

субстанция≫, наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при

горении.

543

Электромагнитная картина мира – картина мира, формирующаяся в середине XIX в. в

результате открытий электрического и магнитного полей, базирующаяся на идеях

непрерывности материи, материального электрического поля, неразрывности материи и

движения, связи пространства и времени как между собой, так и с движущейся материей.

Эфир (греч. αἰθήρ, верхний слой воздуха) — общепринятая в XIX - начале XX вв.

физическая концепция, подразумевающая гипотетическое существование

всепроникающей среды, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны,

в т.ч. как видимый свет.