Тема II «История становления и развития естествознания: диалог с
богословием».
Атомизм - натурфилософская и физическая теория, согласно которой физические тела
состоят из химически неделимых частиц — атомов (греч. ἄτομος — ≪неделимый≫).
540
Возникла в древнегреческой философии, дальнейшее развитие получила в философии и
науке Средних веков и Нового времени.
Биологический рефлекторный автоматизм – одна из концепций механистической
картины мира XVIII в., в которой поведение живых организмов рассматривается как серия
простейших рефлексов – ответных реакций организма на воздействия внешней среды,
всецело принадлежащих области механических явлений, за исключением душевной
жизни человека.
Близкодействия принцип – одна из концепций классической физики, согласно которой
взаимодействия передаются с помощью особых материальных посредников от точки к
точке с конечной скоростью. Например, в случае электромагнитных взаимодействий
таким посредником является электромагнитное поле.
«Бог белых пятен» («Бог пробелов») - ≪God of the gaps≫ - тесно связанная с деистическим
мировоззрением богословская концепция XVII-XIX вв., согласно которой, присутствие
Бога как Промыслителя требовалось или допускалось лишь в тех областях, где не было
возможности дать естественнонаучное объяснение рассматриваемым феноменам в
природе.
Гелиоцентризм (от греч. Ἥλιος или Ἠέλιος - ≪Солнце≫) – картина мира, согласно
которой, Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается
Земля и другие планеты.
Геоцентризм (от греч. Γῆ, Γαῖα — ≪Земля≫) — картина мира, согласно которой,
центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, являющаяся
пространственным центром мироздания; вокруг Земли вращаются Солнце, Луна, планеты
и звезды.
Дальнодействия принцип – одна из концепций классической физики, согласно которой
тела действуют друг на друга без материальных посредников, через пустоту, на любом
расстоянии. Такое взаимодействие осуществляется с бесконечно большой скоростью, но
при этом подчиняется определенным законам. Примером силы, непосредственно
действовавшей на любом расстоянии, можно считать силу всемирного тяготения в
классической теории гравитации И. Ньютона.
Деизм (от лат. Deus - ≪Бог≫) — религиозно-философское направление в Европе XVII-XIX
вв., признающее существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающее
божественное Откровение, промыслительное действие Бога в истории мира и
вероучительный догматизм. Согласно деистическим представлениям, Бог после
сотворения вселенной не вмешивается в течение событий, или, если все же влияет на
события, не контролирует их полностью.
Демаркация между богословием и естествознанием - (лат. demarcatio —
≪разграничение≫) – разграничение сфер компетенции между богословием и
естествознанием на основании понимания различия в их природе, целях, задачах и
методологии.
«Демон Лапласа» - мысленный эксперимент 1814 г., предложенный французским
математиком и астрономом Пьером-Симоном Лапласом, а также главный персонаж этого
эксперимента — вымышленное разумное существо (≪демон≫), обладающее
сверхъинтеллектом, способное, восприняв в любой данный момент времени положение и
541
скорость каждой частицы во вселенной, узнавать с помощью естественных
детерминистических закономерностей ее эволюцию как в будущем, так и в прошлом.
Детерминизм (лат. determine – ≪определяю≫) – естественнонаучная и философская
концепция XVIII-XIX вв., согласно которой, вселенная рассматривалась как идеально
отлаженный механизм, действующий по законам строгой необходимости, где все пред-
меты и явления связаны между собой жесткими причинно-следственными отношениями,
в которых любая случайность полностью исключалась (см. Механистическая картина
мира).
Естественное богословие – область богословия, где раскрытие истин веры
осуществляется на основании и при помощи доводов разума, главным образом через
Естественное Откровение или Книгу природы, повествующей о Творце. К области
естественного богословия относятся доказательства бытия Бога, понятия о Его свойствах
(например, проявление всемогущества, премудрости Божьей в видимом творении), об
отношении Его к миру как Творца и Промыслителя.
Изотропность (греч. ί̓σος - ≪равный, одинаковый, подобный≫ и τρόπος - ≪оборот, поворот; Iσος - «равный, одинаковый, подобный» и τρόπος - «оборот,
поворот; характер≫) - свойство среды, где все направления равнозначны; изотропная среда
- такая область пространства, физические свойства (электрические, оптические и т.п.)
которой не зависят от направления.
Импетус, теория импетуса (лат. impetus – ≪толчок≫, ≪импульс≫) – концепия,
представляющая собой модификацию аристотелевской теории движения, восходящей к
древнегреческому астроному и математику Гиппарху Никейскому (Ἳππαρχος; II в. до
р.Х.), неоплатонику Иоанну Филопону (Ἰωάννης ὁ Φιλόπονος; ок. 490—570), была
завершена в поздней схоластике Ж. Буриданом (Joannes Buridanus; 1300—1358) и
подготовила научное объяснение движения. Согласно этой, теории, для поддержания
движения небесных тел необходим нематериальный Перводвигатель (Бог), выполняющий
функцию первого импульса, который сохраняется в движении небесных тел, возрастает в
свободном падении, но прерывается другими земными движениями (удар, бросок), так что
движение прекращается.
Индетерминизм (лат. in — ≪не≫ и determinare — ≪определять≫) – естественнонаучный и
философский принцип, согласно которому, имеются состояния и события, для которых
причина не существует или не может быть указана. Противоположен детерминизму.
Квантово-полевая картина мира - картина мира, возникшая в первой половине ХХ в. в
связи со становлением релятивистской и квантовой физических теорий.
Механистическая картина мира (механицизм) — картина мира, существовавшая в
XVIII-первой пол. XIX вв., рассматривающая мир как механизм. В более широком смысле
механицизм - метод познания и миропонимания при сведении сложных явлений к их
элементарным физическим причинам.
Модель диалога (в соотнесении богословия и естествознания) констатирует: хотя наука
и религия действительно принципиально отличаются по своим целям и методам, однако,
они нуждаются и в том, чтобы вступить во взаимный плодотворный диалог в
мировоззренческих, ≪предельных≫, ≪фундаментальных≫ вопросах, которые всегда
косвенно поднимаются в естествознании: рациональность и случайность; личностная
свобода воли и детерминизм; объективность и субъективность; проблема целостного
восприятия мира; смысл жизни, радости, беспокойства и смерти и т.п.
542
Модель конфликта (в соотнесении богословия и естествознания) разделяется,
главным образом, сторонниками материализма (научного натурализма), а также
сторонниками библейского буквализма (≪научного креационизма≫), которые либо
отвергают современную науку (частично или, что реже, полностью), если наука
противоречит буквальному прочтению Библии, либо отказывают в достоверности
Священному Писанию, если оно не согласуется с естественнонаучными концепциями.
Модель интеграции (в соотнесении богословия и естествознания) предполагает
реальную возможность построения систематического синтеза религии и науки.
Модель независимости (в соотнесении богословия и естествознания) – взгляд на
взаимоотношения религии и науки, согласно которому, они, хотя и являются одинаково
истинными, тем не менее, принципиально не совместимы, т.к. имеют совершенно разную
природу, используют различные методы, говорят на разных языках и имеют дело с
различными реальностями.
Натурфилософия (лат. natura – ≪природа≫; греч. φύσις) или философия природы -
термин впервые вводится древнегреческими философами с VI в. до р.Х. (милетская
школа, академия Платона, пифагорейцы); понятие ≪philosophia naturalis≫ впервые
встречается у Сенеки (I в). В натурфилософии на умозрительном уровне рассматривались
космогонические проблемы: материя и ее структура, гармония (в т.ч. математическая)
Вселенной, стихии, соотношение вещества и силы, живого и неживого, органического и
неорганического, человек в соотнесении с космосом (микрокосм).
«Обыденное сознание» - совокупность взглядов на окружающую действительность,
навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной
(≪обыденной≫, ≪бытовой≫) практической деятельности.
Сциентизм (лат. scientia – ≪наука≫, ≪знания≫) - система убеждений, абсолютизирующая
методологию ≪точных≫ наук, в первую очередь, физики, рассматривая их как ≪всеобщую
вершину знания≫ и отрицая религиозно-философскую проблематику как принципиально
не имеющую никакого познавательного значения.
Теоремы Гёделя (теоремы о непротиворечивости и неполноте) – теоремы, доказанные
в 1931 г. австрийским математиком и философом К. Гёделем, согласно которым, в любой
достаточно сложной непротиворечивой теории всегда существуют утверждения
(аксиомы), которые средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть;
непротиворечивость достаточно развитой теории не может быть доказана средствами этой
же теории.
«Теплород» (концепция) - физическая концепция XVIII в., предложенная для объяснения
тепловых явлений, согласно которой, в каждом теле может присутствовать невесомая
материя – ≪теплород≫. Приток гипотетического ≪теплорода≫ в тело должен вызывать его
нагрев, а убыль, соответственно, - охлаждение.
«Флогистон» (концепция) (греч. φλογιστός — ≪горючий≫, ≪воспламеняемый≫) –
химическая концепция XVIII в., предложенная для объяснения процессов горения,
согласно которой, существует гипотетическая ≪сверхтонкая материя≫ или ≪огненная
субстанция≫, наполняющая все горючие вещества и высвобождающаяся из них при
горении.
543
Электромагнитная картина мира – картина мира, формирующаяся в середине XIX в. в
результате открытий электрического и магнитного полей, базирующаяся на идеях
непрерывности материи, материального электрического поля, неразрывности материи и
движения, связи пространства и времени как между собой, так и с движущейся материей.
Эфир (греч. αἰθήρ, верхний слой воздуха) — общепринятая в XIX - начале XX вв.
физическая концепция, подразумевающая гипотетическое существование
всепроникающей среды, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны,
в т.ч. как видимый свет.
- Тема I «Методология науки и современное естествознание».
- Тема II «История становления и развития естествознания: диалог с
- Тема III «Структура материи на уровне микромира и фундаментальные
- Тема IV «Уровни организации неживой материи».
- Тема V «Современные представления о пространстве и времени».
- Тема VI «Эволюция и концепции самоорганизации материи».
- Тема VII «Современная космология и космогония».
- Тема VIII «Одиноки ли мы во Вселенной?»
- Тема iх «Земля – планета Солнечной системы».