Тема I «Методология науки и современное естествознание».
«Бритва Оккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший
название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма
Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285-1349). В упрощенном виде он гласит: ≪Не
следует множить сущее без необходимости≫ (либо ≪Не следует привлекать новые
сущности без самой крайней на то необходимости≫).
Верифицируемость, верификация (как критерий научной истинности) - (лат verus —
≪истинный≫ и facere — ≪делать≫) — критерий науки, предложенный позитивистами,
согласно которому суждение всегда должно поддаваться проверке, главном образом
эмпирической, чтобы быть принятым в качестве научного.
Гипотеза - (греч. ὑπόθεσις, hypothesis - ≪основание≫, ≪предположение≫) - недоказанное
предположение, созданное для объяснения связи явлений.
Гуманитарные науки - (humanities или liberal arts) - дисциплины, изучающие человека в
сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной
деятельности. По объекту, предмету и методологии часто отождествляются или
пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и
точным наукам на основании критериев предмета и метода.
Дедукция (лат. deductio — ≪выведение≫) — метод рассуждения, при котором частное
положение логическим путем выводится из общего.
537
Дискурсивность - (фр. discours в общем смысле — ≪речь, процесс языковой
деятельности) - способность раскладывать научные утверждения на составные части.
Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической
(опытной) проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений,
описывающих явления природы.
Индукция - (лат. inductio - ≪выведение, наведение≫) — метод рассуждения, при котором
общее положение логическим путем выводится из частного.
Инструментализм - направление в философии и методологии науки, рассматривающее
научные понятия, теории и гипотезы как воображаемые, условные конструкции или
инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой,
которая недоступна для адекватного восприятия и понимания.
Истина научная - знание, которое отвечает действительности и критериям научности:
логической стройности; эмпирической проверяемости; возможности предсказывать на
основе этих знаний новые факты; непротиворечивости тем знаниям, чья научная
истинность уже достоверно установлена. Данные критерии, разумеется, не следует
рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Сами по себе они являются
продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться.
Классический реализм в естествознании – устаревшая точка зрения, согласно которой,
теории описывают природу ≪как она есть≫, независимо от наблюдателя.
Критерии истинности в естествознании – группа критериев, определяющих научную
истинность: критерии достоверности (верифицируемости), открытости к опровержению
(фальсифицакии), логической стройности; эмпирической проверяемости; возможности
предсказывать на основе знаний новые факты; непротиворечивости тем знаниям, чья
научная истинность уже достоверно установлена. Данные критерии, разумеется, не
следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Сами по себе они
являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться.
Критический реализм в естествознании - точка зрения, согласно которой, теории
отображают реальный мир лишь частично - в его взаимодействии с нами, в той степени, в
какой это необходимо для нашего понимания.
Конвенциализм - (лат. conventio – ≪соглашение≫) - философская концепция, согласно
которой в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные
соглашения (условности, определения, конвенции между учеными), выбор которых
определяется лишь соображениями удобства или целесообразности.
Метафизический натурализм - (фр. naturalisme; от лат. naturalis — ≪природный,
естественный≫) — философское направление, которое рассматривает природу как
универсальный принцип объяснения всего сущего; сведение всей реальности к замкнутой
системе, управляемой природными закономерностями, что влечет за собой отрицание
реальности духовного мира.
Методологический натурализм – методологический подход, лежащий в основе
современного естествознания, заключающийся в восприятии материальной реальности
как замкнутой системы причинно-следственных связей, управляемой безличными
законами.
538
Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений,
определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также —
жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение, представляя
собой совокупность результатов метафизического мышления и исследований, призвано
давать ответ на вопросы о смысле жизни и бытия в целом, ценностно ориентировать
человека.
«Мозги в бочке» - мысленный эксперимент, предложенный американским философом Х.
Патнэмом. Суть его состоит в том, что если кто-то извлечет мозг некоего подопытного
человека из тела, поместит его в колбу с питательным раствором и подключит нейроны к
компьютеру, симулирующему виртуальную реальность, человек, которому принадлежит
мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и
постигающим окружающий мир, генерируемый компьютером, считая его вполне
реальным. Иными словами, ≪с точки зрения мозга≫ нет возможности гарантированно
утверждать, находится ли он в черепной коробке или в колбе (≪бочке≫).
Научный закон - опытно установленные и выраженные в строгой словесной и
математической формулировке устойчивые связи между повторяющимися явлениями,
процессами и состояниями материальных объектов в окружающем нас мире,
действующие во всей наблюдаемой части Вселенной.
Научная революция — период развития науки, во время которого старые научные
представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые
теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации,
плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Парадигма в естествознании (греч. παράδειγμα, - ≪пример, модель, образец≫ <
παραδείκνυμι — ≪сравниваю≫) - стиль мышления, совокупность явных и неявных
предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе
развития науки. В понятие ≪парадигма≫ входят признанные всеми научные достижения,
которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их
решений научному сообществу.
Понятийность - способность определять термины путем выявления наиболее важных
свойств данного класса предметов.
Позитивизм - (от лат. positivus – ≪положительный≫; англ. positivism; нем. рositivismus) -
социально-философское направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Р. Карнап и
др.), характеризующееся стремлением исходить из ≪позитивного≫, т.е. данного,
фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную ≪социальную
теорию≫, свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и
общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.
Рациональность (лат. ratio — ≪разум≫) — термин в самом широком смысле означающий
разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном
смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам
мышления: согласованности в рамках формальной логики, эмпирической адекватности,
способность к росту содержательного знания.
539
Редукционизм (лат. reductio — ≪возвращение, приведение обратно≫) —
методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью
объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.
Система (греч. σύστημα — ≪целое, составленное из частей≫; ≪соединение≫) —
организованное множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,
которое образует определенную целостность, единство.
Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит
рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и
связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.
Структура (лат. structūra — ≪строение≫) — внутреннее устройство, организация чего-
либо.
Теория - (греч. θεωρία - ≪созерцание≫, ≪рассмотрение≫) - совокупность нескольких
законов, относящихся к одной области познания.
Технология (греч. τεχνικός от τέχνη — ≪искусство, мастерство, умение≫) —общее
название деятельности человека, направленной на практическое использование
полученных знаний о мире для его преобразования, с помощью различных
приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых
человеком.
Фальсифицируемость (как критерий научной истинности - лат. falsus – ≪ложный≫) -
принципиальная опровержимость утверждения — критерий научности эмпирической
теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 г.. Теория удовлетворяет критерию
Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если
существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки того или
иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.
Холизм (греч. ὅλος, ≪целый, цельный≫) — позиция в философии и науке по проблеме
соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по
отношению к его частям. Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть
нечто большее, чем простая сумма его частей. В гносеологии холизм опирается на
принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.
Эмерджентность (англ. emergence — ≪возникновение, появление нового≫) - в теории
систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и
блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями;
несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — ≪системный
эффект≫.
эмпирические знания (лат. empiricus – ≪основанный на опыте≫) - знания, приобретенные
посредством чувственного восприятия и вследствие этого считающиеся достоверными.
- Тема I «Методология науки и современное естествознание».
- Тема II «История становления и развития естествознания: диалог с
- Тема III «Структура материи на уровне микромира и фундаментальные
- Тема IV «Уровни организации неживой материи».
- Тема V «Современные представления о пространстве и времени».
- Тема VI «Эволюция и концепции самоорганизации материи».
- Тема VII «Современная космология и космогония».
- Тема VIII «Одиноки ли мы во Вселенной?»
- Тема iх «Земля – планета Солнечной системы».