logo
к зачету по КСЕ

Тема I «Методология науки и современное естествознание».

«Бритва Оккама» или «лезвие Оккама» — методологический принцип, получивший

название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма

Оккама (Ockham, Ockam, Occam; ок. 1285-1349). В упрощенном виде он гласит: Не

следует множить сущее без необходимости (либо Не следует привлекать новые

сущности без самой крайней на то необходимости).

Верифицируемость, верификация (как критерий научной истинности) - (лат verus

≪истинный≫ и facere — ≪делать≫) — критерий науки, предложенный позитивистами,

согласно которому суждение всегда должно поддаваться проверке, главном образом

эмпирической, чтобы быть принятым в качестве научного.

Гипотеза - (греч. ὑπόθεσις, hypothesis - ≪основание≫, ≪предположение≫) - недоказанное

предположение, созданное для объяснения связи явлений.

Гуманитарные науки - (humanities или liberal arts) - дисциплины, изучающие человека в

сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной

деятельности. По объекту, предмету и методологии часто отождествляются или

пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и

точным наукам на основании критериев предмета и метода.

Дедукция (лат. deductio — ≪выведение≫) — метод рассуждения, при котором частное

положение логическим путем выводится из общего.

537

Дискурсивность - (фр. discours в общем смысле — ≪речь, процесс языковой

деятельности) - способность раскладывать научные утверждения на составные части.

Естествознание - раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической

(опытной) проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений,

описывающих явления природы.

Индукция - (лат. inductio - ≪выведение, наведение≫) — метод рассуждения, при котором

общее положение логическим путем выводится из частного.

Инструментализм - направление в философии и методологии науки, рассматривающее

научные понятия, теории и гипотезы как воображаемые, условные конструкции или

инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой,

которая недоступна для адекватного восприятия и понимания.

Истина научная - знание, которое отвечает действительности и критериям научности:

логической стройности; эмпирической проверяемости; возможности предсказывать на

основе этих знаний новые факты; непротиворечивости тем знаниям, чья научная

истинность уже достоверно установлена. Данные критерии, разумеется, не следует

рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Сами по себе они являются

продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться.

Классический реализм в естествознании устаревшая точка зрения, согласно которой,

теории описывают природу ≪как она есть≫, независимо от наблюдателя.

Критерии истинности в естествознании – группа критериев, определяющих научную

истинность: критерии достоверности (верифицируемости), открытости к опровержению

(фальсифицакии), логической стройности; эмпирической проверяемости; возможности

предсказывать на основе знаний новые факты; непротиворечивости тем знаниям, чья

научная истинность уже достоверно установлена. Данные критерии, разумеется, не

следует рассматривать как нечто неизменное и раз навсегда данное. Сами по себе они

являются продуктом исторического развития науки и в будущем могут пополняться.

Критический реализм в естествознании - точка зрения, согласно которой, теории

отображают реальный мир лишь частично - в его взаимодействии с нами, в той степени, в

какой это необходимо для нашего понимания.

Конвенциализм - (лат. conventio – ≪соглашение≫) - философская концепция, согласно

которой в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные

соглашения (условности, определения, конвенции между учеными), выбор которых

определяется лишь соображениями удобства или целесообразности.

Метафизический натурализм - (фр. naturalisme; от лат. naturalis — ≪природный,

естественный≫) — философское направление, которое рассматривает природу как

универсальный принцип объяснения всего сущего; сведение всей реальности к замкнутой

системе, управляемой природными закономерностями, что влечет за собой отрицание

реальности духовного мира.

Методологический натурализм – методологический подход, лежащий в основе

современного естествознания, заключающийся в восприятии материальной реальности

как замкнутой системы причинно-следственных связей, управляемой безличными

законами.

538

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений,

определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также —

жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение, представляя

собой совокупность результатов метафизического мышления и исследований, призвано

давать ответ на вопросы о смысле жизни и бытия в целом, ценностно ориентировать

человека.

«Мозги в бочке» - мысленный эксперимент, предложенный американским философом Х.

Патнэмом. Суть его состоит в том, что если кто-то извлечет мозг некоего подопытного

человека из тела, поместит его в колбу с питательным раствором и подключит нейроны к

компьютеру, симулирующему виртуальную реальность, человек, которому принадлежит

мозг, несмотря на отсутствие тела, будет по-прежнему осознавать себя существующим и

постигающим окружающий мир, генерируемый компьютером, считая его вполне

реальным. Иными словами, ≪с точки зрения мозга≫ нет возможности гарантированно

утверждать, находится ли он в черепной коробке или в колбе (≪бочке≫).

Научный закон - опытно установленные и выраженные в строгой словесной и

математической формулировке устойчивые связи между повторяющимися явлениями,

процессами и состояниями материальных объектов в окружающем нас мире,

действующие во всей наблюдаемой части Вселенной.

Научная революция — период развития науки, во время которого старые научные

представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые

теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпретации,

плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.

Парадигма в естествознании (греч. παράδειγμα, - ≪пример, модель, образец≫ <

παραδείκνυμι — ≪сравниваю≫) - стиль мышления, совокупность явных и неявных

предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе

развития науки. В понятие ≪парадигма≫ входят признанные всеми научные достижения,

которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их

решений научному сообществу.

Понятийность - способность определять термины путем выявления наиболее важных

свойств данного класса предметов.

Позитивизм - (от лат. positivus – ≪положительный≫; англ. positivism; нем. рositivismus) -

социально-философское направление (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Р. Карнап и

др.), характеризующееся стремлением исходить из ≪позитивного≫, т.е. данного,

фактического, устойчивого, несомненного, чтобы создать позитивную ≪социальную

теорию≫, свободную от умозрительных метафизических объяснений, доказательную и

общезначимую, основанную на методологии, свойственной естественным наукам.

Рациональность (лат. ratio — ≪разум≫) — термин в самом широком смысле означающий

разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В более специальном

смысле — характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам

мышления: согласованности в рамках формальной логики, эмпирической адекватности,

способность к росту содержательного знания.

539

Редукционизм (лат. reductio — ≪возвращение, приведение обратно≫) —

методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью

объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым.

Система (греч. σύστημα — ≪целое, составленное из частей≫; ≪соединение≫) —

организованное множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом,

которое образует определенную целостность, единство.

Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит

рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и

связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Структура (лат. structūra — ≪строение≫) — внутреннее устройство, организация чего-

либо.

Теория - (греч. θεωρία - ≪созерцание≫, ≪рассмотрение≫) - совокупность нескольких

законов, относящихся к одной области познания.

Технология (греч. τεχνικός от τέχνη — ≪искусство, мастерство, умение≫) —общее

название деятельности человека, направленной на практическое использование

полученных знаний о мире для его преобразования, с помощью различных

приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых

человеком.

Фальсифицируемость (как критерий научной истинности - лат. falsus – ≪ложный≫) -

принципиальная опровержимость утверждения — критерий научности эмпирической

теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 г.. Теория удовлетворяет критерию

Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если

существует методологическая возможность ее опровержения путем постановки того или

иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

Холизм (греч. ὅλος, ≪целый, цельный≫) — позиция в философии и науке по проблеме

соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия целого по

отношению к его частям. Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть

нечто большее, чем простая сумма его частей. В гносеологии холизм опирается на

принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.

Эмерджентность (англ. emergence — ≪возникновение, появление нового≫) - в теории

систем — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и

блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями;

несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов; синоним — ≪системный

эффект≫.

эмпирические знания (лат. empiricus – ≪основанный на опыте≫) - знания, приобретенные

посредством чувственного восприятия и вследствие этого считающиеся достоверными.