34. Литосфера
Литосфера — это земная кора, наиболее неоднородная оболочка Земли. Горные системы чередуются обширными равнинами на материках. В свою очередь, все материки — это приподнятые над уровнем моря участки земной коры.
Земная кора состоит из различных минеральных ассоциаций в виде осадочных, изверженных и метафорических горных пород различных форм залегания. В настоящее время под земной корой принято понимать верхний слой твердого тела Земли, расположенный выше сейсмической границы. Эта граница проходит на разных уровнях, на разных глубинах и отличается резким скачком сейсмических волн, возникающих при землетрясениях.
В.И. Вернадский выделил дисимметрию планеты. Если разделить земной шар по Тихоокеанскому побережью (краевым частям Восточной Азии, запада Северной и Южной Америки), то он будет состоять из двух полушарий:
? континентального, где сосредоточены все материки совместно с Атлантическим и Индийским океанами;
? океанического, которое займет площадь всего Тихого океана.
Такой характер планетарного рельефа нашей планеты имеет глубокие корни. Прежде всего он связан со строением и составом земной коры в пределах континентального и океанического полушарий. Континентальная часть земной коры в течение длительное геологической истории находилась в ту или иную эпоху в области биосферы, что наложило свой отпечаток на облик, состав и распространенность осадочных горных пород и сосредоточенных в них месторождений полезных ископаемых в виде угля, нефти, горючих сланцев, кремнистых и карбонатных пород, связанных в прошлом с жизнедеятельностью организмов. Поэтому континентальная земная кора имела и имеет прямое и косвенное отношение к биосфере Земли.
Таким образом, установить границы биосферы во времена В.И. Вернадского было невозможно. Да и сейчас, когда уже получены научные данные о существовании жизни во всей толще вод мирового океана, а также исследованы на «заселенность» многие области Земли с экстремальными условиями, границы биосферы все еще определяются приближенно.
Биосфера — это саморегулирующаяся система, в которой все живые организмы связаны между собой. Эта система формировалась сотни тысяч лет и имела три этапа развития:
1. Нижний палеолит, во времена которого происходило основное формирование биомассы планеты, — верхний палеолит.
2. От верхнего палеолита до начала нашего тысячелетия. Это время, когда вмешательство человека, считающего себя высшим существом, привело к первому крупнейшему экологическому кризису, повлекшему за собой вымирание многих видов крупных животных.
3. Развитие НТП и нерациональное природопользование. Он продолжается до наших дней.
Биосфера существовала до появления человека и может существовать без него, но человек без биосферы существовать не может. Это аксиома. Независимо от человека биосфера сложилась как саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, как механизм, использующий энергетический порядок, идущий из Космоса и перераспределяющий энергию внутри геофизической, биологической, геохимической оболочек на планете и характеризующийся определенной биологической продукцией. Саморегуляция этого процесса была стихийной, но эффективной и направленной. Биосфера развивалась вместе с усложнением форм жизни, с накоплением органического вещества, живой биомассы, корневых систем и т.д.
Однако человек с момента своего появления вмешивается в процессы самоуправляющейся, саморегулирующейся природной системы и воздействует на нее. В.И. Вернадский одним из первых заметил, что человечество вступило в новую эпоху, когда, познав законы природы, оно проявляет себя как сила, способная сознательно управлять процессами в биосфере.
Сравнение космических «ровесниц» — Земли и Луны наглядно демонстрирует эффективность живого вещества как катализатора мирового процесса развития.
- Предмет естествознания. Задачи и цели естествознания.
- 1. Естествознание — наука о природе, как о единой целостности. 2. Естествознание — совокупность наук о природе, взятое как единое целое.
- 2.Естественнонаучная и гуманитарная культуры.
- 3.Наука. Основные формы и специфика научного знания. Функции науки.
- Научные методы эмпирического исследования.
- Эмпирический уровень познания
- Научные методы теоретического исследования
- Теоретический уровень познания
- Натурфилософия и её место в истории естествознания.
- Развитие науки в средние века
- 1 Несовместимость старой и новой парадигмы
- 2 Переключение гештальта в результате революций
- 3 Выбор новой парадигмы.
- 9.Панорама современного естествознания.
- 2. Картина постоянно изменяющейся природы преломляется в новых исследовательских установках:
- 12. Порядок и беспорядок в природе. Хаос.
- 15.Понятие пространства и времени. Концепция пространства и времени.
- 16.Необратимость времени.
- 17.Принцип относительности. Основные положения теории относительности.
- 18.Принципы симметрии.
- 19. Законы сохранения. Законы сохранения энергии в макропроцессах.
- 20. Галактики
- 22. Принципы современной физики.
- Элементах и их соединениях.
- 25. Реакционная способность веществ.
- 26. Особенности биологического уровня организации материи.
- 28. Многообразие живых организмов.
- 32. Самоорганизация жив и нежив
- 33. Принципы уневерсального эволюционизма.
- 34. Литосфера
- 35. Космологические модели Вселенной
- 36. Эволюция Вселенной