4. Воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
5. Самосознание. Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т.п.
Формирование самосознания ни в истории человечества, ни в индивидуальном развитии человека невозможно без социального фактора, без коммуникаций, без отграничения себя от других людей и в то же время — без соотнесения себя с ними, с их жизненными позициями, без оценки себя с позиций других людей и общества.
Таким образом, социальность человека приводит к возникновению в его психическом мире самосознания. Ч. осознает себя не только посредством других людей, но и через осознание им же создаваемой материальной деятельности. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего его мира и старается определить свое отношение к нему. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание держит под контролем деятельность самого сознания, что качественно меняет и сознание. В процессе самосознания человек становится личностью и начинает осознавать себя как личность и как субъекта практической и духовной деятельности.
Итак, самосознание обладает всеми признаками сознания, которые содержатся в определении сущности сознания, имеющемся в психологической и философской литературе.
В самосознании, особо выделяется функция самоконтроля, а признак «отражение внешнего мира» требует своего истолкования в терминах субъектно-объектных зависимостей, определения «внешнего» по отношению лишь к исходной духовной активности, в рамках психической реальности человека.
С. оказывается не рядоположенным с самосознанием, а включающим в себя самосознание. Вполне допустимо полагать — и этот взгляд на сознание мы считаем наиболее обоснованным, — что сознание расчленяемо на предметное сознание, сознание как переживание и самосознание. появлением элементарных форм психики, что дает новый толчок эволюции живого.
Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.
Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального взаимодействия и тем самым единства мира : ведь все в мире “помнит” обо всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.
Познание. Формы чувственного и рационального познания, их взаимодействие.
Познават. отношение чела к действит-ти – важный эл-т всей системы его отношений к миру. Познание –деят-ть чела по приобретению знаний об окруж. мире, о челе, о взаимоотнош. чела и природы, чела и об-ва.
Специфика познават. отнош. чела к миру: в рез-те этого отношения объекты действит-ти переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания.
Познание челом объективной реальности происх. в разл. видах и определенных формах. Основные разновидности познания объективной реальности: * Знание – инф-я об объективном мире природы и об-ва, * Знание о внутреннем духовно-психич. мире чела, * Знание о целях, задачах, программах преобразования природного и соц.-культ. мира.
Реализация познават. отношения чела к миру предполагает наличие развитых форм сознания, реализующихся в к-ре. =>, основные формы духовно-теоретич. и духовно-практич. познавательной деят-ти чела:
1) обыденное познание. формируется в процессе повседневной деят-ти на основе личного опыта. Специфика: его содержание связано с инф-ей о единичных объектах и ситуациях. Сфера познания: здравый смысл, верования, обобщения, интуитивные убеждения и предчувствия. обыденное познание составляет основу практической жизненной позиции, т.е. отношения чела к миру. Обыденные знания позволяют организовать повседневную человеческую деят-ть.
2) мифологическое познание. Играло значит. роль на начальном этапе становления челов-ва. Это фантастическо-худож. постижение реальности. В рамках мифологии челов-во закрепляло первые знания-представления о природе, космосе, челе.
3) религиозное познание. обусловлено идеей противостояния мира божественного и земного (человеческого). религия содержит в себе многие знания челов-ва, но не воспроизводит знание в систематической и теоретической форме. Важнейшая проблема – проблема истины как откровения, как приобщения к божественному абсолюту. Хар-рен феномен веры, эмоц. отношение к миру.
4) художественно-образное познание (через иск-во). Тесно связано с мифологическим познанием, но, развиваясь, выходит далеко за рамки мифа. Иск-во содержит в себе мощный познавательный потенциал. Художественно осваивая действит-ть в разных своих видах (живопись, музыка, театр), иск-во одновременно познает мир и «творит» его, преобразовывая мир по законам красоты. Основа худож. познания – худож. образ, в котором сочетается рациональное и иррациональное, чувственное и теоретическое.
5) философское познание. основной компонент – духовно-практич. ориентиры. Оно стремится сочетать научное и обыденно-личностное. Специфика Ф – уникальная форма познания, цель которой – выработать стратегию человеч. жизни, определить место чела в окруж. мире. Филос. познание стремится выразить смысложизненные и ценностные основания человеч. существования.
6) научное познание. Важнейший вид познават. деят-ти. Наука изучает в процессах и явлениях общее и необходимое. Специфика: логическая организованность, связность выражаемой истины, системность.
Познание – сложный и противоречивый процесс, в котором выделяются 2 этапа – чувственное и рациональное познание. Оба этапа тесно связаны между собой, взаимопересекаются, но каждый такой этап имеет свои формы, цели и задачи. В реальном процессе познания чувственная ступень неотрывно связана с рациональной, а рациональная пронизана чувственной.
Сущ-ет функциональная ассиметрия мозга, ответственная за существование 2-х разных типов деят-ти. Левое полушарие программирует ф-ции логически правильного мышления, вырабатывает понятия, суждения, придает информации смысл и значение. Правое полушарие ответственно за образно-эмоц. ф-ции, творческие спос-ти. Целостный процесс познания осуществляется в рез-те взаимодействия операций и знаний, выполняемых обоими полушариями мозга. Если в рез-те болезни, травмы, хирургич. вмешательства связь м-ду полушариями нарушается, то процесс познания становится неполным или вообще невозможным.
Чувственное познание. Познание челом окруж. мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с к.-л. предметами, мы чувственно воспринимаем окруж. мир, что реализуется в ощущениях, восприятиях, представлениях. Ощущение – отражение отдельных св-в, сторон, кач-в предметов и явлений матер. мира. Ощущения возникают в рез-те воздействия материальных предметов на органы чувств чела. Ощущение - первичный эл-т познания, простейшая форма отражения отдельных св-в предметов. На основе ощущений возникает более сложная форма чувственного познания – восприятие – ценностный образ, который отображает предметы и явления, которые непосредственно воздействуют на органы чувств. Оно формируется не только в рез-те непосредств. ощущений, но и зависит от уровня духовной к-ры чела, его опыта. Следующий этап чувственного познания – представление – высшая форма чувственного отображения предмета, который непосредственно в данный момент не воздействует на органы чувств познающего субъекта. Представления обогащаются всем предшествующим опытом чела; в них творчески комбинируются ощущения и восприятия.
Рациональное познание. Обобщение данных, полученных на ступени чувственного познания, происходит на уровне рационального познания. Рациональное познание основывается на способностях чела в своей мыслительной деят-ти обобщать и анализировать, находить в однородных предметах и явлениях главные, существенные и необходимые черты. Рез-ты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются на ступени рационального познания с пом-ю понятий, суждений и умозаключений. Понятие – форма мышления, в которой отображ. наиболее общие, существенные и необходимые св-ва, приметы реальности. В процессе познания необходимо познать связи и отношения м-ду предметами, явлениями, процессами. Объединение понятий происходит в суждении. Суждение – форма мысли, в которой устанавливается наличие или отсутствие к.-л. св-ва предмета, утверждается или отрицается ч.-л. Увеличение степени обобщенности знаний, их углубление и конкретизация проявляется в умозаключениях. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из нескольких суждений выводится новое знание.
Познание и творчество. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
Познание - это освоение человеком окружающего мира, в ходе которого вырабатываются новые знания о действительности. В познании выделяют несколько уровней: чувственное познание, мышление, теоретическое и эмпирическое познание, а также выявляют ряд видов: обыденное, художественное, научное. Структура познавательной деятельности включает в себя: субъекта познания (человека) и объект познание (вещь, предмет, явление), что выражено в понятии «субъект-объектной взаимосвязи». Если в качестве объекта познания выступает другой человек или группа людей, то говорят о субъект-субъектных связях. Раздел философии, рассматривающий круг данных проблем, называется гносеологией.
Творчество является особым видом практики, порождающей нечто новое, что первоначально возникает в воображении как образ, требующий воплощения в действительности. Научное познание можно отнести к творчеству, поскольку его цель заключается в получении новых знаний о действительности.
Практика: понятие, основные формы. Практика как основа и цель познания.
Практика - специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде ("вторая природа"). Практика и познание - две взаимосвязанные стороны единого исторического процесса, но решающую роль здесь играет практическая деятельность.
Важнейшие формы практики: 1) Материальное производство (труд), преобразование природы, естественного бытия людей. 2) Социальное действие - преобразование общественного бытия, изменение существующих социальных отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны, преобразование тех или иных социальных структур и т.п.). 3) Научный эксперимент - активная (в отличие от наблюдения) деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира (в том числе и социальный эксперимент).
Основные функции практики в процессе познания:
1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время и т.д. Астрономия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплавания и т.п. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно "по заказу" практики.
2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она "пронизывает" все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала и до его конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и кончая самыми абстрактными теориями обусловливается - в конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые его свойства и стороны и все глубже проникает в сущность явлений. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых оно не может быть успешным.
3. Практика является целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направить и соответствующим образом, в той или иной мере регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве "руководства для действия" по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.
4. Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений (об этой функции практики будет сказано ниже).
Вера и знание. Понимание и объяснение.
Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума, и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. Если рассматривать Уже – вера есть ощущение ожидаемого и уверенность в не увиденном, т.е не существует конкретности.
С философской точки зрения существует несколько видов веры:
1. признание истинности знания, не получившего достоверного доказательства. Фактически – субъективное утверждение.
2. мнение. Здесь допускается субъективное опознавание.
3. убеждение. Признание истинности знаний, основанное на вере и убеждение.
Что касается религиозной веры, то она должна подкрепляться духовной практикой (молитвы и т.д.).
По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще. Только она из всех видов веры имеет ценность для теории познания. Вдумаемся в мысль Канта. Истинность религиозного знания основана не на внешнем критерии. Она имеет онтологическое основание в самом существовании человека. Хотя Кант формулирует это в психологических понятиях («не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным презрения»), эта мысль глубже и нуждается в очистке от психологизма. Религиозная вера — это внутренне присущая человеку связь с сущей истиной, которая конституирует собственное Я; при разрушении этой связи с абсолютным бытием Я гибнет.
Взаимосвязь разума и веры всегда находилась в центре внимания религиозной философии. Трудно представить себе религиозно-философское учение, которое бы отрицало значимость откровения, непосредственного божественного озарения, путь веры. В новейшей религиозной философии путь веры соотносится не только со стратегией философского разума, учитывается и то обстоятельство, что наука и соответствующие ей стандарты рациональности занимают особое место в жизни человека.
Еще одной важной тенденцией понимания взаимосвязи разума и веры является попытка соединить непосредственный опыт мистического озарения с данными науки, связать их воедино.
Знание – проверенный практикой результат познания действительности
Понимание — основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понимание относится к процедурам функционирования научного знания. Оно не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой.
Понимание связывается с осмыслением («сутью дела»), т.е.осмыслением того, что имеет для человека какой-либо смысл.Понимание как реальное овладение в смыслах, практическоеовладение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность.
Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение ксмыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, коммуникации и диалога.
Понимание неотделимо от самопонимания и происходит встихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте понимания.
Объяснение — важнейшая функция научного познания, целькоторой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источников его развития и механизмов их действия. Объяснение способствует уточнению и развитию знаний, которые использовались в качестве основания объяснения.
В современной методологии широкой известностью пользуетсядедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенныйзакон. В качестве законов рассматриваются не только первичные, но и функциональные, структурные и другие виды регулярных и необходимых отношений.
В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснениипоступка некоторой исторической личности анализируютсямотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным.
Существует телеологическое (интенциональное) объяснение,которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель,которую преследует индивид, осуществляющий действие.
Проблема истины и её критериев. Классическое и неклассическое понимание истины. Истина и ценность (оценка, польза). Истина и правда.
Истина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. И. также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом И. есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и Ф., так и в рамках научного познания. Противоположными И. являются понятия лжи и заблуждения.
Абсолютная И. — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.
Относительная И. — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной И., и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
Теории, утверждающие существование абсолютной И., часто называют метафизикой, относительной И. — релятивизмом. Понятие относительной И. используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной И. является правда.
Объективная И. — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому И. субъективна по форме). Признания объективности И. и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической Ф.
Основные концепции истины
Концепция истины | Определение истины | Критерий истины |
Классическая | Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности | Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость |
Когерентная | Истина есть согласованность знаний | Согласованность с общей системой знаний |
Прагматическая | Истина есть практически полезное знание | Эффективность, практика |
Конвенциональная | Истина есть соглашение | Всеобщее согласие |
Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:
Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.
Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.
Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.
Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.
В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.
Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласиепо поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.
Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.
Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.
Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.
Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна(находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Понятие об этике науки и ответственности учёных.
Наука играет важную роль в жизни общества. Говоря о науке, следует иметь ввиду три формы ее бытия в обществе: 1) как особого способа познавательной деятельности, 2) как системы научных знаний и 3) как особого социального института в системе культуры, выполняющего важную роль в процессе духовного производства. Научное познание как особый способ духовно-практического освоения мира имеет свои особенности. В самом общем смысле научное познание понимается как процесс получения объективно-истинного знания. Исторически наука постепенно превращалась в важнейшую сферу духовного производства, продуктом этого производства является достоверное знание, как особым образом организованная информация. Главными задачами науки и по сей день являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
Зарождение науки связывают с формированием особого типа рационального освоения действительности, позволявшего получать более достоверные знания, по сравнению с преднаучными формами познания мира. Карл Ясперс считает это время "осевым" в развитии культуры.
В настоящее время широко обсуждается проблема "демаркации" научного знания, то есть определение границы, отличающей науку от ненауки. Первый шаг к разделению знания на научное и вненаучное состоит в отделении научного знания от обыденного. Обыденноезнание, опирающееся в основном на здравый смысл, несомненно, может служить руководством к действию и играет важную роль в жизни человека и в истории общества. Однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений.
В многообразии форм вненаучного знания выделяют донаучное, ненаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное и антинаучное знание. Находясь по ту сторону от науки, вненаучное знание отличается аморфностью, при этом границы между различными его разновидностями чрезвычайно размыты. Отделение научного знания от многочисленных форм вненаучного - весьма непростая проблема, связанная с определением критериев научности. Общими критериями, выступающими нормами и идеалами научности знания, признаны: достоверность и объективность (соответствие действительности), определенность и точность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, логическая доказательность и непротиворечивость, эмпирическая проверяемость (верифицируемость), концептуальная связанность (системность), принципиальная возможность фальсифицируемости (допущение в теории рискованных, предположений для их последующей экспериментальной проверке) предсказательная сила (плодотворность гипотез), практическая применимость и эффективность.
Указанные требования выступают как определенная модель идеала научного знания. Однако проблема состоит в том, что данный "идеал научности" далеко не всегда и не в полной мере реализуем в действительном процессе научного познания различных сфер бытия. Означает ли это, что критерии научности знания "не работают" и не нужны? - Вовсе нет. Они не всегда и не полностью соблюдаются, но идеал научности ставит перед учеными цель, что позволяет двигаться в определенном направлении, и это дает им возможность достигать большего успеха в приближении к истине. Идеал, будучи совершенной целью деятельности, выступает как ее организующее начало и служит важнейшим регулятивным средством любой деятельности человека.
Этика науки — система представлений, отражающих содержание и значение этической составляющей науки. Как особая дисциплина этика науки ставит своей целью прояснение и изучение этических норм, которые участвуют в научном познании, а так же анализирует конкретные коллизии морального характера, возникающие в ходе продвижения науки. Поскольку научное познание осуществляется в сложном социокультурном контексте, этике науки приходится учитывать обширное множество факторов и нюансов самой разнообразной природы: когнитивных, технологических, культурных, социально-политических, религиозных
Этика науки — это совместный поиск разумных решений, в котором принимают участие и ученые, и общественность. Основной вопрос этики науки — проблема соотношения научного познания и ценностного мышления.
Существует распространенная точка зрения, называемая тезисом ценностной нейтральности науки. Она состоит в том утверждении, что научная деятельность сама по себе безразлична ценностям. Поэтому ценностные суждения о науке касаются ее самой, а различных внешних факторов. С этой точки зрения, например, ответственности за применение науки в деструктивных целях (или с непредвиденными деструктивными последствиям подлежат другие социальные сферы — власть, промышленность, бизнес. Тезис ценностной нейтральности восходит к известному принципу Д. Юма, согласно которому утверждения о том, что существует, и утверждения о том, что должно быть, — логически разноплановы; из суждений о фактах не следуют какие-либо суждения о должном
Другим выражением тезиса ценностной нейтральности является заявление о том, что наука имеет толькоинструментальный смысл, т.е. занимается только средствами, а вопросы о целях и смысле человеческих действий следует относить к совершенно другим областям — религии, философии, этике и т.п.
Будучи последовательно проведенным, тезис ценностной нейтральности науки должен был бы обеспечить полную автономию науки и освободить ученых от обсуждений этических вопросов. Но этот тезис является дискуссионным. Существует ряд аргументов против него.
1. Сам этот тезис возник лишь относительно недавно, в связи со становлением «большой науки» и с вовлечением ученых в широкомасштабную модернизацию общества. Этот тезис стал своеобразным идеологическим прикрытием, позволяющим эксплуатировать научное познание в самых различных (в том числе морально неприглядных) целях. Если же подойти к науке исторически оказывается, что, наоборот, становление науки Нового времени было тесно связано с нравственными принципами. В этом плане интересны исследования Л.М. Косаревой, показывающие, что сама новая наука стала возможной при наличии нравственно самостоятельной личности с высокоразвитым самосознанием.
2.Принцип Юма весьма уязвим. Многократно продемонстрировано (С. Кэвелл и др.), что существуют контексты, для которых характерно тесное переплетение нормативных и описательных утверждений. Ссылки на факты вполне могут использоваться в моральных дискуссиях. Так, Р. Хеар подчеркивает, что факп может быть основанием для этических рассуждений, если мы принимаем некоторый моральный принцип, из которого, в соединении с фактами, может быть логически выведено моральное суждение.
3. Само научное познание насыщено ценностными установками. Ведь когнитивные регулятивы тоже в некотором смысле могут считаться параметрами ценностного мышления. О значении ценностей для деятельности научного сообщества уже говорилось ранее. Так, сама научная рациональность регулируется когнитивными ценностями — такими, как простота, проверяемость широкая применимость и т,п.
4. Не соответствует действительности отождествление ученого с неким абстрактным субъектом «чистого познания». На самом деле ученый — не компьютер, он не может быть «запрограммирован» на узко когнитивную деятельность. Профессия ученого - многопланова; он выступает не только как исследователь, но и как преподаватель, эксперт, просветитель, общественный деятель и т.п. Никто не освобождает его от «общечеловеческих» обязанностей гражданского и нравственного характера.
5. Сама попытка выстроить концепцию ценностной нейтральности не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности—т.е.рассуждения в терминах «я всего лишь чиновник», «я всего лишь солдат», «я всего лишь ученый» и т.п.,морально неприемлема. На самом деле она всегда маскирует собой попытку добиться какого-то привилегированного положения в виде некоей ограниченной, суженной ответственности перед обществом
6. Инструментальное мышление не может быть строго изолировано от рассмотрения целей и ценностей. Если даже допустить, что это возможно в отношении достаточно узких вопросов, то применительно к столь широкому предприятию, каким является научная деятельность в целом, это допущение не срабатывает. В ходе научного познания происходит взаимное вовлечение различных уровней обсуждения, в том числе и ценностного уровня, и их взаимная корректировка (о чем говорилось в связи с моделью «сетевой рациональности» Л. Лаудана). Кроме того, позиция которая пытается изолировать чисто инструментальное мышление, неявно опирается на определенные ценностные суждения (например, на такое: вполне оправданно то, что, разрабатывая .средства, не стоит задумываться о целях).
7. Научный и этический разум не отгорожены непреодолимой стеной. Именно разум является их общим знаменателем. Принципы и предпосылки любого рационального рассуждения универсальны вне зависимости от того, обсуждается ли теоретическая или фактическая проблема; моральные вопросы, как и когнитивные, тоже подлежат рациональному обсуждению и обоснованию. Эту точку зрения обосновывают К.-О. Апель, Дж. Роллз, Ю. Хабермас, Р. Хеар и многие другие. Поэтому рациональность в расширенном смысле совмещает как обсуждение познавательных вопросов, так; и их этического контекста.
Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.
Глобальные проблемы современности: их предыстория, значение, перспективы разрешения.
Ф имеет свой аспект в этой области: * разрабатывает методологию и мировоззренческие аспекты проблем; * исследует научные и соц. пути их решения; * концентрирует внимание на их гуманистич. аспектах.
Особенности глобальных проблем: 1) планетарный, общемировой хар-р, затрагивают интересы всех народов мира (здесь важное словосочетание «судьба человечества», под которым подразумеваются перспективы будущего развития мира); 2) угрожают деградацией и гибелью всему челов-ву; 3) нуждаются в неотложных и эффективных решениях; 4) требуют коллективных усилий всех гос-в, совместных действий народов (не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества); 5) тесно связаны одна с др., => их так трудно систематизировать.
Основные глобальные проблемы:
- 3 Базовых закона диалектики:
- 1) Сущность и явление.
- 2) Форма и содержание.
- 3) Единичное и общее.
- 4) Возможность и действительность.
- 5) Необходимость и случайность.
- 6) Часть и целое.
- 7) Кач-во, кол-во и мера.
- 1. Внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе.
- 4. Воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
- 1 Группа: проблемы полит. И соц.-экон. Хар-ра:
- 3) Нормальное функционирование мирового хоз-ва.
- 2 Группа: Проблемы природно-экономич. Хар-ра:
- 1) Экологич. Проблемы.
- 4) Энергетическая проблема.
- 5) Продовольственная проблема.
- 3 Группа: Проблемы соц. Хар-ра:
- 1) Демографическая проблема.
- 2) Кризис к-ры и нравственности.
- Оптимистические сценарии будущего
- Технологическая сингулярность
- Искусственный интеллект
- Покорение космоса
- Пессимистические сценарии будущего
- Будущее Вселенной
- Человек будущего
- Трансгуманизм