§1 «Предмет естествознания»
● Естествознание – совокупность наук о природе (естественных наук), взятых в их взаимосвязи как единое целое.
Наука [лат. знать] использует в широком смысле для описания обобщаемого систематизированного материала в одной из областей.
Первые наскальные рисунки – это первые попытки систематизации знаний.
- в Месопотамии (III – II в. до н.э.) жрецы занимались систематизацией знаний (астрономические явления, математические таблицы).
- в Древнем Вавилоне (II тыс. до н.э.) умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора и придумали систему счисления по основанию 60.
- в Древнем Египте изобрели солнечный календарь, установили продолжительность земного года (365,25 дня), вывели формулу усечённой пирамиды, а также формулы площадей треугольника, трапеции и квадрата, было широко развито химическое ремесло.
- в Древнем Китае и Древней Индии изобрели порох и крашение тканей.
- в Древней Персии была развита металлургия.
- в Ветхом завете упоминается железо, медь, золото, серебро, свинец.
Все науки первоначальные были опытными, а также прикладными и эмпирическими.
Первый этап становления науки – философский.
Родина научно-теоретического знания – Древняя Греция. Отличительная черта – это теоретическое обобщение.
Натурфилософия. Фалес предсказывал солнечные затмения, был выдающимся гидроинженером. Эмпедокл был одновременно врачом, философом и физиком. Эвклид – математиком. Архимед занимался механикой, а Птолемей астрономией.
Алхимия (IV в. н.э.). Задачи алхимии:
- получение философского камня
- получение эликсира молодости
В ходе опытов алхимиков были получены различные сплавы, стекло и краски.
Карл Ясперс в своём труде разделил становление науки на 2 этапа:
1. Становление логически и методически обоснованной науки (Древняя Греция, Индия и Китай)
2. Возникновение современной науки, которая началась в средних веках, утвердилась в XVII в. и очень широко развернулась в XIX в.
Второй этап начался с революции в механике (Г. Галилей и И. Ньютон).
- Галилей показал, что ни одно тело не может изменить своей скорости без действия силы.
- Ньютон создал теорему тяготения, заложил основы дифференциального и интегрального счисления.
- Лейбниц заложил основы математики.
- Декарт и Ферма – основы аналитической геометрии.
Вторая революция – появление релятивистской теории (теории относительности), появляется квантовая механика.
Для решения научных задач требуется научный метод и одна из его особенностей – это применение принципа строгого доказательства в принятии обоснованных выводов из ряда исходных положений.
Если исходные положения неизвестны, то они подлежат открытию (индукции).
Научный метод:
1. Наблюдение, накопление фактов, проведение эксперимента
2. Систематизация фактов, возникновение первых гипотез
3. Доказательство гипотез путём собрания фактов. Если гипотеза подтверждается, то её называют законом.
● Триада научного познания: эксперимент – теория – практика.
В развитии современных естественных наук происходят следующие тенденции:
- дифференциация наук
- интеграция наук
Единство теории и практики. В 1962 г. на сессии АН СССР Капица заявил: «Естествознание – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры».
В XX в. произошло разделение науки на естественную и гуманитарную.
Чарльз Перси Сноу в 1959 г. прочёл лекцию в Кембриджском Университете.
В основе познания лежит понятие «материя».
● Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.
Свойства материи:
- движение
- отражение
Типы материальных систем:
- элементарные частицы
- атомы
- молекулы
- макроскопические тела различных размеров
- геологические системы
- планеты
- звёзды
- галактики
- системы галактик
Особые типы материй:
- живая материя – это совокупность живых организмов, способных к самовоспроизводству.
- социально-организованная материя, т.е. общество.
- §1 «Предмет естествознания»
- §2 «Силы в природе. Фундаментальные взаимодействия»
- §3 «Многообразие форм материи»
- §4 «Закон сохранения и превращения энергии и материи»
- §5 «Превращение элементов. Радиоактивность»
- §6 «Ядерные реакции в природе»
- §7 «Корпускулярно-волновая (двойственная) теория»
- §8 «Квантование физических величин»
- §9 «Периодическая система элементов Менделеева»
- §10 «Химическая связь»
- §11 «Агрегатные состояния вещества»
- §12 «Пространство и время»
- Процессы в веществе
- §13 «Термодинамический метод решения систем и процессов»
- §14 «Кинетика процессов в веществе»
- Система мира. Мега- и макросистемы
- §15 «Эволюция Вселенной. Мега мир»
- §16 «Звёзды. Эволюция звёзд»
- §17 «Солнце. Солнечная система»
- §18 «Планета Земля»
- §19 «Климат. Эволюция климата»
- Живая материя. Биологическая эволюция.
- §20 «Концепции происхождения жизни»
- §21 «Молекулярно-генетический уровень организации живой материи»
- §22 «Эволюция человека»
- §23 «Принципы биологической эволюции»
- §24 «Эволюция биосферы»