logo
Реформы Хрушева 50-60 гг 20 века

Реформа системы образования

Соответствовать перспективам развития науки и техники, новых технологий, переменам в социально-гуманитарной сфере. По определению известного педагога В.А.Сухомлинского, средняя школа « вместо того чтобы быть единой и разнообразной, стала единой и однообразной». За весь послевоенный период система управления школой практически не изменилась. Выпускники школы неохотно шли работать на производство, считая такой труд непрестижным. Большинство из них не было готово к работе на заводах и в колхозах. Парадокс заключался в том, что именно в эти годы народное хозяйство испытывало нужду в рабочих руках, так как в трудоспособный возраст вступило малочисленное поколение родившихся в годы войны.

Таким образом, реформа образования должна была снять возникшее противоречие между всеобщим стремлением к высшему образованию и потребностями экстенсивной экономики в новых рабочих руках. Первые попытки политехнизации школы в 1954 и 1955гг. не увенчались успехом. Два с лишним года шла в обществе дискуссия о том, как на практике приблизить школу к жизни. Наконец, в 1958г. был принят Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР.

Согласно закону, осуществление всеобщего среднего образования (одиннадцатилетнего) оставалось важнейшей задачей, но средняя школа приобрела «политехнический профиль». Была ликвидирована система «трудовых резервов», т.е. сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после 7-го класса.

С самого начала осуществления реформы натолкнулось на многочисленные трудности. Материально-техническая база школы оказалась не подготовленной к реализации задач производственного обучения. В абсолютном большинстве школ выбор профессий был невелик и чаще всего носил случайный характер.

К осени 1963г. стало очевидным, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами. Не оправдали себя и заочные и вечерние формы среднего образования. На практике основная масса желающих получить среднее образование избирала одиннадцатилетнюю общеобразовательную школу.

Общий уровень подготовки учащихся понизился. Упал интерес к гуманитарным предметам. Почти не чего не дала и провозглашенная реформой идя производственного обучения в школах. Например в Рязанской области к 1963г. по специальности, приобретенной в школе, работало не более 15% выпускников.

Итог: реформы оказался неутешительным: общеобразовательный потенциал общества снизился. С осени 1963г. средняя школа вновь стала десятилетней.