logo
Космические достижения СССР в 1957-1961 годах

Глава 3. Полёты человека в космос

Человек издавна мечтал о полёте в космос. Но это была всего лишь мечта. Лишь на наших глазах эта мечта превратилась в трудную практическую задачу. Ныне же полёт человека в космос стал реальной действительностью.

Что же касается отбора космонавтов, то здесь ещё очень много не известно. С чего же начинать? Очевидно, при решении этого вопроса нужно учитывать, во-первых, опыт отбора лётчиков и, во-вторых, особенности космического полёта: характер деятельности и условия пребывания космонавта в кабине космического корабля, - те реакции, которых можно ожидать от человека в результате воздействия на организм факторов полёта.

Почему же именно из лётчиков нужно выбирать будущих космонавтов?

Дело в том, что первым космонавтом должен быть человек, который помимо хорошего здоровья, обладает сильной волей, быстрыми реакциями, способностью в напряжённой обстановке полёта принимать мгновенные решения и немедленно их осуществлять. Это должен быть человек, знакомый с воздушным океаном, с действием факторов, близких к тем, с которыми он встретится в космическом полёте.

12 апреля 1961 года весь мир узнал имя Юрия Алексеевича Гагарина, а 6 августа того же года - имя Германа Степановича Титова, благополучно совершивших полёты в космос. Коваль А.Д. Сенкевич В.П. «Космос далёкий и близкий» М., 1977 с. 65

Первые космонавты проходили ряд специальных тренировок и испытаний, в которых имитировались многие факторы предстоящего космического полёта. Это были исследования на центрифуге, когда создавались соответствующие перегрузки, испытания на вибростенде, в сурдокамере при изоляции от внешних раздражителей. Тренировались Юрий Алексеевич и Герман Степанович и на специальных стендах, где отрабатывали варианты полётного задания. Много и целенаправленно занимались они спортом и т.д.

Для всего мира историческое событие 12 апреля 1961 года началось с девяти часов утра, когда было сделано первое сообщение по радио о запуске космического корабля с человеком на борту.

В этот день Юрий Алексеевич Гагарин занял место в кабине космического корабля. Корабль-спутник «Восток-1» на сказочной высоте помчал его вокруг нашей голубой планеты. Это был триумф советской науки.

Много неизведанного ждёт первого человека в космосе. Советские учёные сделали всё возможное для того, чтобы человек вернулся из космоса целым и невредимым.

При взлёте Гагарин слушал всё нарастающий гул большой сложной машины, в которой он находился.

Благополучно был перенесён восходящий участок траектории движения ракеты, когда действовали перегрузки, вибрации, когда до крайности были напряжены нервы. Несмотря на трудности, Гагарин в это время чётко выполнял все задания.

В условиях невесомости первый космонавт с интересом наблюдал новые для себя ощущения.

В течение всего полёта космического корабля «Восток-1» с его борта на землю по определённой программе передавалась обширная медико-биологическая информация, фиксировался характер реакций человека.

Полёт показал, что в условиях невесомости все вегетативные процессы осуществлялись нормально, мозг космонавта функционировал совершенно так же, как на Земле.

Вот Юрий Алексеевич смотрит на часы. Скоро корабль «Восток-1» должен начать спуск.

Совершился первый полёт человека в космическое пространство. Он навсегда войдёт в историю. С чувством гордости мы можем сказать, что этот полёт явился триумфом советской науки, а первым космонавтом был советский лётчик, простой русский человек.

Какие же основные вопросы должны были найти своё разрешение в этом первом знаменательном космическом полёте? Не касаясь ряда чисто технических проблем, задачи полёта корабля, пилотируемого Гагариным, можно сформулировать применительно к человеку так:

- определить, как при одном обороте корабля-спутника вокруг Земли человек переносит факторы космического полёта в течение около полутора часов;

- проверить надёжность работы систем, обеспечивающих необходимые для человека условия в кабине космического корабля, проверить все средства, обеспечивающие безопасность полёта;

- изучить и оценить системы регистрации и контроля за состояние здоровья космонавта;

- проверить эффективность принятой системы отбора и тренировки космонавтов.

Итак, первый полёт доказал самое главное - принципиальную возможность путешествий человека в космосе, подтвердил правильность научного пути, по которому идёт советская космонавтика. Но он положил только начало, открыл окно, через которое видны далёкие перспективы будущих полётов в бескрайние дали вселенной.

Ещё недавно не было известно, как действует на организм состояние невесомости.

Как будет чувствовать себя человек в условиях длительной невесомости, осталось загадкой и после полёта Гагарина.

Хорошее состояние Гагарина было своеобразной «путёвкой», разрешающей более длительный полёт.

И этот полёт состоялся.

Двадцатипятичасовой космический полёт Германа Титова превзошёл самые смелые научные ожидания.

Работоспособность в полёте изучалась в самом широком смысле этого слова. Титову были даны задания, которые позволяли широко и разносторонне выявить возможности деятельности человека в условиях невесомости. Ему приходилось вести переговоры с Землёй, выполнять простые двигательные операции, осуществлять управление системой ориентации корабля, требующее сложных координированных движений, вести записи (всё это удалось космонавту).

Как известно, в течение полёта Титова впервые была осуществлена возможность изучения особенностей суточного цикла жизни человека в условиях космического корабля.

Вот подана команда на спуск. Корабль правильно сориентирован. Заработал ракетный двигатель, постепенно нарастая, возникло замедление скорости. Спутник пошёл на снижение. Во время входа корабля в плотные слои атмосферы Титов старался подробнее проследить за тем, что делалось снаружи.

Окончание полёта, когда космический корабль двигался в плотных слоях атмосферы и на космонавта снова действовали перегрузки, и процесс приземления, потребовавший значительного напряжения воли и физических сил, - всё было перенесено Титовым хорошо.

Двадцатипятичасовой космический полёт был успешно завершён - корабль приземлился точно в заданном районе.