logo search
КСЕ / 1 часть ксе / КСЕ

§1 «Предмет естествознания»

Естествознание совокупность наук о природе (естественных наук), взятых в их взаимосвязи как единое целое.

Наука [лат. знать] использует в широком смысле для описания обобщаемого систематизированного материала в одной из областей.

Первые наскальные рисунки – это первые попытки систематизации знаний.

- в Месопотамии (III – II в. до н.э.) жрецы занимались систематизацией знаний (астрономические явления, математические таблицы).

- в Древнем Вавилоне (II тыс. до н.э.) умели решать квадратные уравнения, знали теорему Пифагора и придумали систему счисления по основанию 60.

- в Древнем Египте изобрели солнечный календарь, установили продолжительность земного года (365,25 дня), вывели формулу усечённой пирамиды, а также формулы площадей треугольника, трапеции и квадрата, было широко развито химическое ремесло.

- в Древнем Китае и Древней Индии изобрели порох и крашение тканей.

- в Древней Персии была развита металлургия.

- в Ветхом завете упоминается железо, медь, золото, серебро, свинец.

Все науки первоначальные были опытными, а также прикладными и эмпирическими.

Первый этап становления науки – философский.

Родина научно-теоретического знания – Древняя Греция. Отличительная черта – это теоретическое обобщение.

Натурфилософия. Фалес предсказывал солнечные затмения, был выдающимся гидроинженером. Эмпедокл был одновременно врачом, философом и физиком. Эвклид – математиком. Архимед занимался механикой, а Птолемей астрономией.

Алхимия (IV в. н.э.). Задачи алхимии:

- получение философского камня

- получение эликсира молодости

В ходе опытов алхимиков были получены различные сплавы, стекло и краски.

Карл Ясперс в своём труде разделил становление науки на 2 этапа:

1. Становление логически и методически обоснованной науки (Древняя Греция, Индия и Китай)

2. Возникновение современной науки, которая началась в средних веках, утвердилась в XVII в. и очень широко развернулась в XIX в.

Второй этап начался с революции в механике (Г. Галилей и И. Ньютон).

- Галилей показал, что ни одно тело не может изменить своей скорости без действия силы.

- Ньютон создал теорему тяготения, заложил основы дифференциального и интегрального счисления.

- Лейбниц заложил основы математики.

- Декарт и Ферма – основы аналитической геометрии.

Вторая революция – появление релятивистской теории (теории относительности), появляется квантовая механика.

Для решения научных задач требуется научный метод и одна из его особенностей – это применение принципа строгого доказательства в принятии обоснованных выводов из ряда исходных положений.

Если исходные положения неизвестны, то они подлежат открытию (индукции).

Научный метод:

1. Наблюдение, накопление фактов, проведение эксперимента

2. Систематизация фактов, возникновение первых гипотез

3. Доказательство гипотез путём собрания фактов. Если гипотеза подтверждается, то её называют законом.

● Триада научного познания: эксперимент – теория – практика.

В развитии современных естественных наук происходят следующие тенденции:

- дифференциация наук

- интеграция наук

Единство теории и практики. В 1962 г. на сессии АН СССР Капица заявил: «Естествознание – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры».

В XX в. произошло разделение науки на естественную и гуманитарную.

Чарльз Перси Сноу в 1959 г. прочёл лекцию в Кембриджском Университете.

В основе познания лежит понятие «материя».

Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Свойства материи:

- движение

- отражение

Типы материальных систем:

- элементарные частицы

- атомы

- молекулы

- макроскопические тела различных размеров

- геологические системы

- планеты

- звёзды

- галактики

- системы галактик

Особые типы материй:

- живая материя – это совокупность живых организмов, способных к самовоспроизводству.

- социально-организованная материя, т.е. общество.