logo search
Глава 9

Почему модель паруса не всегда подходит?

Первое ограничение касается содержания модели. Явления жизни не состоят из четырех осей. Схема из четырех векторов - это наша попытка построить модель или некое системное описание явлений. Но все же, повторяю: явления жизни не состоят из четырех осей. Парус - это концепция, которая может быть обоснована, оспорена, модифицирована, усовершенствована, заменена на другую и т.п. Не стоит «жениться на этой идее» раз и навсегда.

Второе ограничение касается широты использования модели. Я использовала модель паруса в Тренинге развития приверженности, в Тренинге лидерства и практических навыков менеджера, в Тренинге проницательности в бизнесе, в Методологии ведения тренинга и Методологии создания новых тренингов. Эта модель всегда работала, причем работала прекрасно. Однако… Если к тренеру на разные тренинги приходят его постоянные клиенты, модель паруса может постепенно показаться им несколько одиозной. Пришел на Тренинг проницательности – тебе предлагают расправить парус. Отлично! Пришел на тренинг развития приверженности – предлагают найти оптимальную форму паруса. Хорошо… Хотя что-то такое уже было. Пришел на Эмоциональный менеджмент – и здесь парус! Это становится однообразным… Нужны новые модели!

К их рассмотрению мы сейчас и перейдем.

Итак,

  1. На первом шаге проектирования тренинга мы определяем, какого общего результата мы можем добиться.

  2. На втором шаге мы определяем, из каких параметров (факторов, компонентов, направлений развития) складывается этот общий результат. Таких параметров должно быть четыре.

  3. Критерием для выбора четырех параметров может быть академичность. В этом случае мы опираемся на существующие классификации социальных, организационных или психических явлений.

  4. Если нет подходящих классификаций, нужно поразмышлять и создать собственную концепцию, в опоре на знания, опыт, логику и здравый смысл. Здесь полезны естественные классификации явлений, параметров, видов деятельности, типов ситуаций, клиентов, и др.

  5. Один из путей создания графической концепции – описание процесса деятельности в его пространственно-временных или информационно-энергетических характеристиках.

1 См. также: Пезешкиан

2 Это придется сделать потому, что мы создаем модель тренинга, а не отбора или оценки. Например, оценить и отобрать людей по интеллекту можно, а тренировать – трудно. Конечно, самыми качественными являются «сквозные» модели, которые подходят и для оценки важных компетенций, и для отбора, и для тренинга.

3 Обращаю внимание на то, что здесь речь идет о человеке полезном, являющемся ключевым сотрудником для организации, «ее ядром», «ее лицом», и т. п. При этом он может экономически обходиться организации очень дорого, и быть не столько «выгодным», сколько необходимым.

4 В переведенном варианте книги используется термин «рациональное понимание» вместо умозрительного понимания. Однако я считаю мой перевод термина «rational» более правильным. Этот вид понимания уж скорее иррационален, чем рационален. На это указывает и сам Г.Смит: «Рационалистическое понимание эмоционально, это нечто личное, что приносит большое удовлетворение» (Смит Г., 2001, с. 9).

5 Диалектические пары – выражение В.А.Ганзена (Ганзен В.А., 1984, с. 31).

6 Эту тренерскую компетенцию в дальнейшем буду называть импровизацией, а не креативностью, так как креативность – общее понятие. Технологичность тоже требует креативности. Условимся считать, что импровизация – это спонтанная креативность на тренинге, в то время как технологичность – это подготовленный продукт креативности.

7 Все относительно; под конструктивным действием понимаем любую работу, соответствующую задачам тренинга.

8 Первичное сопротивление – то сопротивление, с которым участники встречают Тренера. Оно обусловлено индивидуальными особенностями людей и характеристиками группы. Это то, что Тренер получает в подарок от судьбы. Вторичное сопротивление возникает в результате неправильных действий Тренера: нечеткости инструкций, затягивания времени, невнимательности, неискренности, агрессивности Тренера и др. Вторичное сопротивление тренер сам себе создает. Подробнее о видах сопротивления и способах работы с ними см. в книге «Технологии».

184