Экспериментальная оценка надежности
Приведенные ранее формулы позволяют оценить надежность на этапе ее проектирования. Но эта оценка носит приближенный характер, так как надежность зависит от большого числа факторов, многие из которых не удается учесть при расчете. Поэтому надежность, наряду с другими параметрами прибора, нужно обязательно оценивать экспериментально.
Поскольку моменты появления отказов носит случайный характер, то отрезок времени между двумя отказами не может характеризовать надежность аппаратуры. Мерой надежности служит средняя наработка на отказ, когда промежутки времени между отказами усредняются.
Поэтому, чтобы оценить Тср нужно провести испытания при которых общее время работы аппаратуры будет значительно больше, чем ожидаемое значение Тср.
Чем больше длительность испытаний и чем больше получено отказов, тем точнее Тср on отражает истинное свойство прибора.
Зависимость погрешности экспериментально полученного значения Тср on от числа отказов, рассчитанная при условии, что достоверность полученных результатов не ниже 90%, выглядит таким образом:
|
|
Из графика видно, что ошибка при экспериментальном определении Тср. стремиться к нулю, когда число отказов, полученное при испытаниях, стремиться к бесконечности.
Допустим, что при испытании изделие проработало t=1000ч и при этом было получено n=10 отказов. Тогда в соответствии с формулой средняя наработка на отказ, полученная в результате опыта:
|
|
В соответствии с графиком истинное значение средней наработки на отказ Тср. испытанного прибора можно отличаться от полученного в результате эксперимента на +60 и -35%, то есть лежит в пределах 160-60ч.
Из приведенного графика также следует, что экспериментальная оценка надежности прибора требует больших затрат времени.
Так, если расчетное значение Тср=1000ч и погрешность при оценке этого значения не должна превышать +60 и -35%, то следует планировать испытания на 10 000ч.
Отметим, что один аппарат, работая по 24часа в сутки за год может проработать немногим больше 7000ч. В большинстве случаев такие сроки испытаний неприемлемы. Чтобы их сократить, испытания следует проводить не на одном, а на нескольких приборах. При этом оценку Тср дают, подставляя в формулу суммарное время t, проработанное всеми приборами, и суммарное число отказов n, полученное на всех приборах.
Условия, при которых проводятся испытания, должны быть максимально приближены к реальным условиям эксплуатации. Испытания проводят повторяющимися циклами. В каждый цикл входит работа при всех видах воздействия. Например, для самолетной аппаратуры испытания должны предусматривать работу при повышенной и пониженной температурах, при пониженном давлении, при воздействии влаги, вибрации, ударов и т.д.
Однако, в реальных условиях аппарат обычно подвергается комплексному воздействию внешних факторов. Поэтому испытания нужно организовать так, чтобы аппарат подвергался комплексному воздействию. Для проведения комплексных испытаний создают специально оборудованные камеры, позволяющие осуществлять вибрацию при пониженной температуре и т.д.
При отсутствии соответствующего оборудования вместо комплексных проводят испытания в условиях последовательного воздействия внешних факторов.
Испытания на надежность дают возможность не только определить количественные значения характеристик надежности аппаратуры, но и выявить слабые места в схеме и конструкции аппарата. Если такие слабые места имеются, то при испытаниях на надежность появятся систематические отказы в одних и тех же участках схемы. На основании анализа этих отказов разработчик может предпринять необходимые меры по доработке аппарата до запуска его в пространство.
- Сущность процесса проектирования. Этапы развития конструкции электронных приборов.
- Основные виды задач проектирования.
- Основные этапы проектирования.
- Организация проектирования.
- Характеристики методов проектирования.
- Классификация математических моделей.
- Системный подход как основа проектирования.
- Признаки системного подхода.
- Элементы основ системного анализа. Условные изображения технических процессов как системы.
- Структура конструкции приборов.
- Требования безопасности и производственной санитории.
- Эргономические требования.
- Эстетические требования
- Требования технологичности и унификации.
- Патентно-правовые требования
- Требования патентной чистоты.
- Особенности требований, предъявляемых к приборам и системам различного назначения.
- Класс 1 – наземная аппаратура.
- Класс 2 – морская аппаратура.
- Общие требования к конструкции по надежности
- Расчет и обеспечение надежности аппаратуры на этапе проектирования
- Раздельное резервирование замещением
- Экспериментальная оценка надежности
- Рассмотрим методы обеспечения надежности на этапах производства и эксплуатации
- Документальное оформление разработок Стадии разработки конструкторской документации
- Виды кд и ее комплектность
- Текстовые конструкторские документы