logo
Кусякова Рашида Р

Задачи:

Рассмотреть основные этапы развития космонавтики.

Систематизировать знания учащихся о космосе с помощью выполнения творческой работы.

Закрепить полученные знания по вопросам викторины.

Актуальность:

Вопрос о значимости развития космонавтики всегда актуален, т.к. каждый человек должен знать имена первооткрывателей космоса, а также и имена тех, кто был основоположником и теоретиком.

Ход мероприятия (сопровождается презентацией «Приложение 1»)

Организационный момент. Вступление учителя.

Мечта о космосе, пожалуй, одна из самых первых, которая родилась у человечества. Мир звезд привлекал астрономов и философов Древней Греции, эпохи Возрождения. Мечта о полетах к звездам всегда была с человеком. Человека манили голубые дали. Во многих странах возникали мифы, легенды о людях, которые пытались преодолеть земное притяжение. И все-таки эта мечта осуществилась.

Ведущий 1: 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен искусственный спутник Земли. Его вес составлял 83,6 кг, корпус имел форму шара диаметром 0,58 метров. Аппаратура и источники питания располагались в герметичном корпусе. Три недели активно работал первый космический исследователь. С его данные по распространению радиосигналов в ионосфере.

3 ноября 1957 года был запущен второй ИСЗ, в кабине которого находилась собака Лайка.

19 августа 1960 года был запущен корабль-спутник, в кабине которого находились собаки Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на Землю.

Также в космосе побывали собаки Пчёлка и Мушка, Чернушка и Звёздочка и т.д.Всего в космосе побывало 11 собак из 28 отобранных. 6 собак вернулись назад. В космосе первыми в Китае были змеи, во Франции – кошки, в США – обезьяны. Всё было направлено для подготовки полёта человека в космос.

Ученик:

Рассвет. Ещё не знаем ничего.

Обычные. Последние известия.

А он уже летит через созвездия.

Земля проснётся с именем его.

Земля ждала, как ожидала слова,

Когда ещё никто не говорил,

А он уже обнялся с Королевым,

А он уже прощался и шутил.

В предчувствии неведомой отваги

Ракета серебрилась, как мороз.

Земля ждала. В степи алели маки.

Друзья молчали. Он улыбку нёс.

В нехожено – нелётаное счастье

Он гнал ракетных, огненных коней,

Высокого события участник,

Которое с Земли ещё видней.

Ведущий 2: Гагарин на корабле «Восток» первым в истории человечества 12 апреля 1961 года совершил космический полет вокруг нашей планеты. Этот день вошел в историю человечества как начало новой эры — эры полетов человека в космос. Как ликовал весь мир! «Гражданин Вселенной» — так звали Гагарина люди на всех континентах Земли.

Ученик:

В скафандре, по рабочему, как был.

У Волги на виду, ему знакомой,

На вспаханную землю он ступил

И зашагал, растаптывая комья.

На перелески, пашни посмотрел.

Земля! И вид её не изменился.

Сегодня в космос он с неё взлетел,

Сегодня ж на неё и возвратился.

Всё так же низко облака бегут,

Все так же небо сосны стерегут.

Все тот же день,

Часов всё та же мера…

Прошло лишь сто,

Сто с небольшим минут.

А на Земле уже иная эра,

Которую космической зовут!

Сообщение учащихся о Гагарине.

Ведущий 1: В 1963 году весь мир восхищался новым подвигом – полётом первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. На космическом корабле «Восток-6» Терешкова совершила 48 витков вокруг Земли, находясь на орбите трое суток, и благополучно вернулась на Землю.

Сообщение учащихся о Терешковой.

Ведущий 2: Развитие космонавтики во многом зависит от возможности активной деятельности человека в открытом космическом пространстве. Первый шаг в этом направлении был сделан в полете космического корабля «Восход-2» космонавтами Павлом Ивановичем Беляевым и Алексеем Архиповичем Леоновым. Корабль «Восход-2», выведенный на околоземную орбиту 18 марта 1965 года, был оснащен шлюзовой камерой и оборудованием для выхода человека в космическое пространство. В полете, на высоте около 500 км, космонавт А. Леонов в специальном скафандре с автономной системой жизнеобеспечения впервые в историй космонавтики вышел в открытое космическое пространство. Вне шлюзовой камеры он находился в течение 12 минут, удаляясь от корабля на расстояние до 5 метров. Космонавт выполнил запланированные работы, провел технические наблюдения. Полет корабля продолжался 26 часов. Его посадка была осуществлена с использованием ручной системы управления. Проведенный эксперимент подтвердил возможность пребывания человека в открытом космосе и полного сохранения его работоспособности в специальном снаряжении.

Ведущий 1: В 70-х годах были запущены космические аппараты на Луну. 10 ноября 1970 стартовала станция «Луна-17» с аппаратом «Луноход-1». После выхода на околоземную орбиту и проведение маневров, станция совершила мягкую посадку в Море Дождей. По трапам на лунную поверхность сошел самоходный аппарат. Весил он 756 кг и состоял из приборного отсека и колесного шасси. Проработал «Луноход-1» 10,5 месяцев. Он имел две камеры, с помощью которых были получены панорамные изображения лунной поверхности, звездного неба, Солнца и Земли.

Ведущий 2: В феврале 1972 года « Луна-21»доставила в кратер Лемонье (Море Ясности) « Луноход-2». Он проработал 4 месяца, прошел 37 километров. Масса «Лунохода-2» была равна 840кг. « Луноход-1» и « Луноход-2»имели грунтозаборные устройства. Благодаря данным, полученным спутниками серии «Луна» была составлена карта и получены фотографии лунной поверхности.

Ученик:

Ракета снова нас приводит

В потусторонние края,

Где в тёмном лунном небосводе

Сияет тёплая Земля.

В трещиноватом реголите

Сигналы странные слышны,

И тайны Вечности сокрыты

В камнях обратной стороны.

В обрывах кратерах опасных

И в океане без воды

Искали долго и напрасно

Живой материи следы.

Просмотр фрагментов видеофильма о Луне.

Творческая работа. (На листе формата А3 учащиеся делают коллаж из вырезок, подобранных заранее из журналов и газет на тему «Космос», дают название своей работе).

Ведущий 1: Всё, о чём говорилось выше, не могло быть исполнено без главного инженера конструктора Королёва Сергея Павловича. Под его руководством были созданы первые баллистические и геофизические ракеты.4 октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый ИСЗ. С этого дня и началась эра практической космонавтики. Под руководством Королёва были созданы три поколения космических кораблей: «Восток», «Восход», «Союз».

Сообщение учащихся о Королёве С.П.

Ведущий 2: А началу развития космонавтики мы обязаны К.Э Циолковскому. Всю свою жизнь он посветил мечте о преодолении земного тяготения, о полном отсутствии тяжести. В своих фантастических рассказах он смог описать всё то, что пришлось испытать Гагарину в космосе.

Да, часто по ночам, в морозе остром,

Когда трещит, раскалываясь, лёд

Я видел, как упрямо Циолковский

Отбрасывает руку в небосвод.

Так на заре своей лесной весны

Я с гением одну минуту прожил.

Пусть не герои мы, но всё же, всё же

Нам снятся героические сны.

Сообщение учащихся о Циолковском К.Э.