3. Анализ погрешностей астроориентатора
Перейдем к анализу погрешностей рассматриваемого метода определения координат. Если полагать, что значения функций sin h1 и sin h2 определены точно, то путем решения системы уравнений (8), в принципе, можно определить координаты и S с любой, наперед заданной, точностью. Если же путем измерений получены значения функций sin H1 и sin H2, то в БЦВМ будут найдены координаты Ф и , являющиеся решениями системы
sin H1 = sin 1 sin Ф + cos 1 cos Ф cos ( 1);
sin H2 = sin 2 sin Ф + cos 2 cos Ф cos ( 2)
при условии, что значения углов склонений и прямых восхождений пеленгуемых звезд известны с приемлемой точностью.
Вычитая из системы уравнений (21) уравнения (8), находим:
D1 = sin H1 sin h1 = (sin Ф sin ) sin 1 + + [cos Ф cos ( 1) cos cos (S 1) ] cos 1;
D2 = sin H2 sin h2 = (sin Ф sin ) sin 2 + (22)
+ [cos Ф cos ( 2) cos cos (S 2) ] cos 2 .
Представим найденные из (21) координаты в виде Ф = + ; = S + S, где и S погрешности в вычислении координат.
Из (22) с точностью до величин второго порядка малости имеем
D1 = [sin 1 cos cos 1 sin cos (S 1) ]
cos 1 cos sin (S 1) S;
D2 = [sin 2 cos cos 2 sin cos (S 2) ]
cos 2 cos sin (S 2) S . (23)
Выражения (23) можно рассматривать как систему уравнений относительно переменных и S. Разрешая эту систему, получаем
, (24)
где W определяется выражением (10).
Совокупность формул (24) позволяет на уровне первого приближения найти погрешности в определении углов и S, вызванные погрешностями в определении величин sin h1 и sin h2.
Получим формулы для определения величин D1 и D2. При этом рассмотрим влияние на погрешности в определении значений sin h1 и sin h2 таких факторов, как неточное построение вертикали, наличие погрешностей фотоследящих систем и датчиков углов, установленных на осях подвесов телескопов. Положим первоначально, что фотоследящие системы обеспечивают точное слежение и что датчики углов 1;2 и 1;2 идеальны, но вертикаль построена с погрешностями.
Будем считать, что отклонение платформы построителя от плоскости горизонта определяется углами 1 и 1, а для ортов горизонтного платформенного базиса сохраним обозначения i10, j10, k10. Матрица направляющих косинусов между базисом i1, j1, k1 и построенным платформой базисом i10, j10, k10. доопределяется выражением
(25)
Поскольку углы 1 и 1 характеризуют отклонение плоскости платформы от горизонта, за счет поворота по осям внутренней и наружной рамок подвеса, их можно принять малыми и считать
; . (26)
Используя (25) и (26), находим:
J = j10 i101 + k10 1, cos . (27)
В осях трехгранника i10, j10, k10 при условии, что светила запеленгованы, векторы q11 и q22 представим так:
q 11 = S11 = i10 cos h1 cos 1к + j10 sin h1 + k10 cos h1 sin 1к ;
q 22 = S22 = i10 cos h2 cos 2к + j10 sin h2 + k10 cos h2 sin 2к ,
где 1к, 2к курсовые углы звезд в осях платформы построителя при его горизонтальном положении.
Теперь, используя (26) и (27), найдем следующие скалярные произведения:
j1 · q 11 = sin h1 1 cos h1 cos 1к + 1 cos cos h1 sin 1к ;
j1 · q 22 = sin h2 1 cos h2 cos 2к + 1 cos cos h2 sin 2к .
В осях трехгранника i1, j1, k1 имеем
j1 · q 11 = sin 1; j1 · q 22 = sin 2 . (30)
D11 = sin 1 sin h1 = 1 cos h1 cos 1к + 1 cos cos h1 sin 1к (31)
D21 = sin 2 sin h2 = 1 cos h2 cos 2к + 1 cos cos h2 sin 2к .
Выражения (31) позволяют найти величины D1 и D2, обусловленные погрешностями построителя вертикали.
Получим теперь выражения для величин D12 и D22, характеризующих погрешности в определении функций sin h1 и sin h2, вызванные погрешностями фотоследящих систем (ФСС) и датчиков углов. Качественно эта группа погрешностей приводит к тому, что либо от оптической оси соответствующего телескопа не совпадает с линией направления на светило, либо при совпадении этих ортов, сдатчиков углов снимаются сигналы об углах и , не соответствующих действительному положению оптической оси.
Представим орты оптических осей телескопов так:
q11 = S11 + q11; q22 = S22 + q22 , (32)
где векторы q11 и q22 характеризуют погрешности, вызванные погрешностями фотоследящих систем и датчиков углов. Умножая (32) скалярно на /10, находим
j1 · q11 = sin h1 + j10 · q11 ;
j1 · q22 = sin h2 + j10 · q22 .
В свою очередь, проекции векторов g11 и g11 на ось j10 можно представить в виде
j10 · q11 = 1 cos h1, j10 · q22 = 2 cos h1 ,
где 1,2 суммарные углы, обусловленные как погрешностями ФСС, так и погрешностями датчиков углов 1,2;
1 = 11 + 12; 2 = 21 + 22,
где 11; 21 погрешности соответствующих фотоследящих систем; 12; 22 погрешности датчиков углов.
Запишем теперь выражения (33) в виде
j10 · q11 = sin h1 + (11 + 12) cos h1; (34)
j10 · q22 = sin h2 + (21 + 22) cos h2.
Учитывая, что в алгоритме вычисления координат используется информация о функциях j10 · q11 = sin H1; j10 · q22 = sin H2, представим (34) так:
D1,2 = sin H1 sin h1 = (11 + 12) cos h1; (35)
D2,2 = sin H2 sin h2 = (21 + 22) cos h2 .
Выражения (35) позволяют найти величины D12 и D22. Используя полученные формулы, по (24) можно оценить влияние погрешностей построителя вертикали, ФСС и датчиков углов на погрешности определения координат или оценить совокупное влияние этих факторов.
Отметим одно важное обстоятельство, которое следует принимать во внимание при оценке погрешностей по выражениям (24). Поскольку входящие в (24) частные производные и якобиан W зависят от района полета JlA, то и численные значения погрешностей определения координат при постоянных D1,2 будут зависеть от координат точки места. В частности, приняв, что D1 = D2 = D, из (24) получаем
. (36)
Подставляя в последние равенства выражения для частных производных и якобиана из (15) и (11) находим, что
(37)
(38)
Из (38), в частности, следует, что в особой точке системы уравнений (8) при = /2 выражение для погрешности S также имеет точку разрыва. Этот результат отражает тот факт, что в окрестностях особой точки уравнений (8) определение координаты S будет выполняться с существенными погрешностями, а в самой особой·точке определение этой координаты вообще теряет смысл.
Таким образом, можно заключить, что рассматриваемый метод определения координат имеет ограничения на применение, связанные с районами полета JlA. При полетах в окрестностях географических полюсов следует либо отказываться от определения координаты S, либо переходить на определение координат точки места в другой координатной сетке, например ортодромической.
Помимо рассмотренных погрешностей определения координат, вызванных неточным определением величин sin h1 и sin h2, на точность их определения повлияют погрешности выбранного численного метода решения системы уравнений (8) и погрешности, вызванные представлением чисел в БЦВМ в разрядной сетке конечной длины. Аналитическое рассмотрение влияния этой группы погрешностей на погрешность определения координат, как правило, выполнить не удается. Оценить влияние указанных факторов можно путем моделирования на универсальной ЭЦВМ. При этом составляется программа решения системы уравнений (8) тем методом, который предполагается использовать в бортовой ЦВМ и решение задачи выполняется при представлении в ЭЦВМ чисел в разрядной сетке различной длины. Влияние такого фактора, как представление в БЦВМ чисел с фиксированной запятой, также может быть учтено программой.
Математическое моделирование на ЭЦВМ позволяет более глубоко и всесторонне выполнить исследование погрешностей определения координат. Так, можно отказаться от использования при оценке погрешности выражений, справедливых лишь в первом приближении, выполнить моделирование с учетом статистических характеристик погрешностей построителя вертикали, фотоследящих систем и т.д.
Вместе с тем формульные соотношения для оценок погрешностей, полученные выше, не теряют своего значения, так как позволяют на этапе предварительного анализа выявить, какие из факторов оказывают наиболее существенное влияние, и тем самым более компактно сформулировать задачу математического моделирования на ЭЦВМ. Кроме того, аналитические формулы могут быть использованы для контроля результатов расчетов на ЭЦВМ.
Рассмотрим возможные алгоритмы определения курса летательного аппарата. Задача в этом случае сводится к вычислению азимута одной из пеленгуемых звезд и к последующему определению курса с использованием сигнала датчика курсового угла этой звезды. Причем, если в случае установки астросекстантов на построителе вертикали сигнал о курсовом угле звезды, определенном в осях платформы построителя, может быть получен непосредственно с соответствующего датчика, то при установке секстантов «на корпусе» JlA сигналы датчиков углов 1,2 должны быть подвергнуты обработке по определенному алгоритму с целью получения информации о курсовом угле. Таким образом, алгоритм определения курса в общем случае содержит две основные части: алгоритм вычисления азимута и алгоритм вычисления курсового угла.
При вычислении азимута может быть использован алгоритм, рассмотренный в разд. 3 применительно к горизонтальному астрокомпасу
(39)
Поскольку углы и S вычислены при решении задачи определения координат, а значение cos h можно вычислить по формуле , то по (39) достаточно определить знаки функций cos АC и sin AC и по сочетанию этих знаков отнести угол AC к определенной четверти. Величина же угла АC в этой четверти определяется путем вычисления функции
, (40)
при значениях аргумента от 0 до /4 либо функции
, (41)
при аргументе, изменяющемся от /4 до /2.
Анализ погрешностей определения угла азимута по алгоритмам (40) и (41) может быть выполнен с использованием формул (81), (82). При этом величины S определяются из выражений (24).
Алгоритм вычисления курсового угла светила при установке астросекстантов на корпусе летательного аппарата строится следующим образом. В осях базиса iс; jс; kc единичный вектор оптической оси секстанта q11 представляется так:
q11 = ic cos 1 sin 1 + ic sin 1 + kc sin 1 cos 1.
В осях платформенного базиса i1; j1; k1 тот же вектор можно представить в виде
q11 = i1 cos 1к cos H1 + j1 sin H1 + k1 sin 1к cos Н1 ,
где 1к -- курсовой угол светила в осях платформы построителя вертикали.
Матрицу направляющих косинусов между связанным и платформенным базисом представим так:
,
где матрицы [2] и [2] имеют вид
; ,
2, 2 углы, информация о которых снимается с датчиков углов платформы.
Имеет место следующее матричное равенство:
(42)
Используя (42), получаем
. (43)
Совокупность равенств (43) либо выражение (44) позволяют вычислить курсовой угол светила в осях платформы и могут рассматриваться как алгоритм его вычисления.
Выражения для оценки погрешностей в определении курсового угла, которые, прежде всего, будут зависеть от погрешностей построителя вертикали, получим следующим образом.
Для случая, когда построитель вертикали идеален, (42) можно представить в виде
, (45)
где h1 и к значения угла высоты и курсового угла светила, определяемые при отсутствии погрешностей построителя вертикали.
Равенство (42) запишем так:
. (46)
Вычитая из (46) выражение (45), получаем
. (47)
В свою очередь,
q11 = cos H1 cos 1 cos h1cos к;
q12 = sin H1 sin h1 ; (48)
q13 = cos H1 sin 1 cos sin к .
Теперь из (48) нетрудно получить следующие, справедливые с точностью до величин второго порядка малости относительно q13, выражения для оценки погрешностей.
sin 1 sin к = ( q13 q12 sin h1 sin к) sec h1;
cos 1 cos к = ( q11 + q12 sin h1 cos к) sec h1. (49)
В формулах (49) величины q определяются по (47) и являются функциями погрешностей построителя вертикали.
Курс летательного аппарата по вычисленным значениям углов азимута и курсового угла светила определяется так:
= АC + к ,
если используется построитель вертикали, платформа которого не имеет азимутальной оси. Если используется курсовертикаль, например, со свободной в азимуте ориентацией платформы.
= АC + к + 2 , (50)
где 2 угол поворота платформы относительно корпуса в азимутальной плоскости, информация о котором поступает с датчика угла, установленного на вертикальной оси подвеса платформы.
В том случае, когда в курсовертикали обеспечивается ориентация осей платформы по странам света, должно выполняться равенство
звезда астроориентатор алгоритм координата
АC + к = 2 . (51)
Если (51) не выполняется, то этот факт можно рассматривать как свидетельство наличия азимутального дрейфа платформы курсовертикали и, сформировав сигнал 2 = 2 (AC + к), скорректировать ее азимутальную ориентацию.
- 8.8.3. Астроориентаторы горизонтальной системы координат
- Теория классов на основе социальных рангов.
- 8.1. Особенности астрономических навигационных систем
- Раздел 8. Астрономические навигационные системы
- 7. Основы теории управления.
- Электромагнитное поле в горизонтально-слоистой среде
- Комплексные системы, сочетающие инерциальные средства с астрономическими и радиолокационными корректорами места
- Основная система координат анк
- 8.8.3. Астроориентаторы горизонтальной системы координат