2. Начало
Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 г. в городе Житомире. Его отец Павел Яковлевич Королев очень одаренный трудолюбивый, но небогатый человек, был учителем русской словесности в житомирской гимназии. Мать Мария Николаевна купеческая дочка. Жизнь у родителей не сложилась, они разошлись, когда Сереже было 5 лет, и он воспитывался у дедушки с бабушкой, родителей матери, владевших небольшой купеческой лавкой в городе Нежине. Большое впечатление на мальчика произвел увиденный им аэроплан. В 1917 году мать Сережи и ее новый муж молодой инженер Григорий Михайлович Баланин переехали в Одессу и взяли Сергея к себе. Наступили трудные революционные годы. Голод, разруха, бесконечная смена власти. Только в феврале 1920 г. окончательно победила советская власть и жизнь начала налаживаться. Сергею исполнилось 13 лет, он учился дома, но его страстным увлечением было небо, он хотел летать строить самолеты. Еще в школьные годы Сергей отличался исключительными способностями и неукротимой тягой к новой тогда авиационной технике. Зная о склонности пасынка, Григорий Михайлович записал его в модельный кружок портового клуба. Мальчик занимался с увлечением, читал статьи об авиации, авиомоделированию и конструированию. В 1922 г. в Одессе открылась стройпрофшкола, к преподаванию в которой были привлечены лучшие педагоги; туда и поступил пятнадцатилетний Сергей. Прекрасная память позволяла ему запоминать наизусть целые страницы прочитанных книг. Одновременно он познакомился с летчиками из гидроавиационного отряда, изучил строение моторов, помогал им готовить самолеты, а вскоре ему разрешили подняться в воздух. Но было еще одно пристрастие у Сергея: он часами трудился в школьной производственной мастерской, научился работать за токарным станком, вытачивал детали сложной конфигурации. «Столярная» школа очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры. Занятия в школе требовали от Сергея особой организованности. Он умело делил время между математическим и астрономическим кружками, гимнастической и боксерской секциями спортклуба «Сокол», музыкальными и литературными вечерами. А в каникулы он посещал гидроотряд. В 17 лет он уже разработал проект летательного аппарата оригинальной конструкции -- «безмоторного самолета К-5». В 1923 г. было образовано общество друзей Воздушного флота (ОДВФ). Сергей сразу стал членом этого общества. Знания по планеризму, истории авиации юноша приобрел самостоятельно, читая все книги, которые только мог достать. Он прочел их массу только на немецком языке 26. Немецкий язык Сергей знал довольно прилично, благодаря своему преподавателю Готлибу Карловичу Аве, который все уроки в стройпрофшколе вел только на немецком языке. В августе 1924 г. Сергей Королев поступил учиться в Киевский политехнический институт на механический факультет по профилю авиационной техники. Одновременно ему приходилось работать и разносчиком газет, и столяром, и кровельщиком, чтобы прокормить себя. Сергей прекрасно учился, все преподаватели отмечали у него огромную трудоспособность, упорство и интерес не только к техническим, но и к другим дисциплинам. Он не пропускал ни одной лекции по архитектуре и строительному искусству, литературе. Но только в авиации он видел смысл своей жизни. Осенью 1926 г. Сергей забрал свои документы из Киевского политехнического института и поехал в Москву поступать в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Его зачислили в вечернюю группу по аэромеханике. За время учебы в МВТУ С. П. Королёв уже получил известность как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. Спроектированные им и построенные летательные аппараты: планеры «Коктебель», «Красная Звезда» и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета, -- показали незаурядные способности Королёва как авиационного конструктора. Однако его особенно увлекали полеты в стратосфере и принципы реактивного движения. Королев учился со свойственным ему трудолюбием, подолгу занимался самостоятельно в технической библиотеке. Особенной популярностью пользовались лекции тридцатипятилетнего авиационного конструктора Туполева, который читал студентам механического отделения вводный курс по самолетостроению. Туполев заметил выдающиеся способности Королева и в дальнейшем считал его одним из лучших своих учеников. Сергей очень интересовался работами К. Э. Циолковского. Его поражала уверенность, с которой Циолковский утверждал возможность познания Вселенной, ее освоения для пользы человечества. В сентябре 1927 г. Сергея Королева «дипломированного» летчика-планериста, организаторы планерных состязаний в Коктебеле включили в состав тренировочной группы. В Крыму Сергей много и с наслаждением летал. Именно там его одолело желание построить планер собственной конструкции. Производственную практику студент выпускного курса МВТУ Королев проходил в ЦАГИ, в КБ А. Н. Туполева. В это время он уже работает конструктором на авиационном заводе № 22 в Филях. Одновременно готовил дипломный проект, решив сконструировать легкомоторный двухместный самолет, выжав из него все на сегодняшний день возможное. Руководить его дипломной работой взялся А. Н. Туполев. В сентябре в Коктебеле на летном поле 5-х Всесоюзных планерных состязаний состоялись успешные испытания планера, названного «Коктебель». Сергей написал об этих днях матери: «Все идет прекрасно, даже лучше, чем я думал, и, кажется, первый раз в жизни чувствую колоссальное удовлетворение, и мне хочется крикнуть что-то навстречу ветру, обнимающему мое лицо и заставляющему вздрагивать мою красную птицу при порывах. И как-то не верится, что такой тяжелый кусок металла и дерева может летать. Но достаточно только оторваться от Земли, как чувствуешь, что машина словно оживает и летит со свистом, послушная каждому движению руля. Разве не наибольшее удовлетворение и награда самому летать на своей же машине?! Ради этого можно забыть все: и целую вереницу бессонных ночей, дней, потраченных в упорной работе без отдыха, без передышки…» В августе 1929 г. по дороге из Одессы в Москву Сергей решил посетить К. Э. Циолковского. Встреча с ним сыграла решающую роль в определении жизненного пути Королева. Беседа с Константином Эдуардовичем произвела на Сергея огромное впечатление. «Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, -- много лет спустя вспоминал Королев. Я ушел от него с одной мыслью строить ракеты и летать на них. Всем смыслом моей жизни стало одно пробиться к звездам». В сентябре 1929 г. студент Королев успешно защитил дипломный проект. Поздравляя молодого инженера, А. Н. Туполев предупредил: «В авиации легких путей нет. Если не боитесь трудностей, дорога к нам для вас открыта».
- С.П. Королев – «отец советской ракетной и космической техники»
- С. П. Королев на испытаниях ракет у походного газика
- Академик с.П. Королев
- Гоувпо «Самарский государственный аэрокосмический университет имени с.П. Королева» (национальный исследовательский университет)
- Королева пчел
- Научная литература:
- Снежная королева.