3.1. Летательные аппараты для воздушной съемки
Воздушную съемку производят, как правило, с самолетов, хотя возможно применение других летательных аппаратов: воздушных «змеев» большой грузоподъемности, воздушных шаров, дирижаблей, привязных аэростатов (рис.1).
Для крупномасштабной съемки используются двухмоторные самолеты – ИЛ-14, АН-24; самолет АН-2 – одномоторный самолет, отличающийся большой маневренностью. Однако в последнее время для этих целей широко начала использоваться, так называемая малая авиация. Например, во Франции выпускаются авиамотоциклы одноместные (114 кг) и двухместные (175 кг). Для разбега авиамотоцикла требуется дорожка длиной 45 м и для посадки – 30 м. Максимальная скорость 100 км/ч, запас горючего на 2 часа, радиус разворота 20 м, высота полета – 450.
Производительность составляет 3000 га/час. В собранном виде составляет 5 м в длину и 1,2 м в ширину, можно перевозить на крыше автомобиля. В России для этих целей НПП «Альфа-М» выпускается специально оборудованный легкий самолет СЛ-А (Ф). Выполненные аэрофотосъемочные работы в масштабе 1:3 000 и 1:5 000 данным самолетом показали, что стоимость этих работ в 2 раза ниже, чем при использовании самолета АН-2.
В США ведутся испытания беспилотных летательных аппаратов, которые на порядок дешевле пилотируемых самолетов, т.к. их не нужно оснащать системами жизнеобеспечения и защиты.
Для визуальных наблюдений, а так же выборочных съемок в крупных масштабах небольших участков широкое применение находят вертолеты МИ-4, Ка-18 и др. Для средней и мелкомасштабной съемок используются самолеты: ИЛ-18, АН-30, ТУ-134, обладающие большой грузоподъемностью и высотой полета. Например, на самолете ТУ-134 установлена камера МКФ-6, топографический аэрофотоаппарат ТАФА-10, радиолокатор бокового обзора «Нить» и сканер «Матра». Скорость полета при съемке 360-800 км/час, высота полета – 200-10800 м, производительность съемки с высоты 10 км, за один полет 8000-8500км2.
3.2. Космические летательные аппараты (КЛА)
Под космическим летательным аппаратом следует понимать аппарат, предназначенный для полета в космосе или для работы на других небесных тел.
Космические аппараты подразделяются на два существенно отличающихся друг от друга класса: автоматические и пилотируемые.
- 1.2. Роль и значение аэрокосмических методов в географических исследованиях
- 2.1. Воздухоплавание
- 2.2. Авиация
- 2.3. Ракеты
- 2.4. Космические летательные аппараты
- 3.1. Летательные аппараты для воздушной съемки
- 3.2.1. Автоматические космические аппараты
- .Космические аппараты для полетов к Луне. Для изучения поверхности Луны использовались советские автоматические межпланетные станции (амс) «Зонд» и автоматические лунные станции серии «Луна».
- 3.2.2. Пилотируемые космические аппараты
- 3.2.3. Перспективные космические аппараты
- Солнечное излучение и его отражение объектами земной поверхности
- 4.2. Собственное излучение Земли
- 4.3. Искусственное излучение
- 4.4. Влияние атмосферы на излучение
- 5. Методы регистрации электромагнитного излучения
- 6. Виды аэрокосмических съёмок
- 6.1. Фотографическая съёмка
- 6.2. Телевизионная съемка
- 6.3. Сканерная съемка
- 6.4. Инфракрасная и инфракрасная тепловая съемки
- 6.5. Радиотепловая съемка
- 6.6. Радиолокационная съемка
- 6.7. Спектрометрическая съемка
- 6.8. Лазерная съемка
- 6.9. Разрешающая способность материалов дистанционных съемок
- 7.1. Центральная проекция снимка
- 7.2. Масштаб снимка
- 7.3. Геометрические искажения снимка, вызванные рельефом местности, его наклоном, кривизной Земли
- 9. Информационные свойства снимков
- 10. Теоретические основы дешифрирования аэрокосмических снимков
- 10.1. Дешифровочные признаки
- 10.1.1. Прямые признаки дешифрирования
- Количественные характеристики плотности изображени
- 10.1.2. Косвенные дешифровочные признаки
- 10.2. Логическая структура процесса дешифрирования
- 11. Технология и методы дешифрирования снимков
- 11.1. Материалы аэрокосмической съемки
- 11.4. Геоинформационные технологии в аэрокосмических исследованиях
- 13. Аэрокосмический мониторинг