Теория игр. Основные понятия и определения.
Для анализа и выбора решений в конфликтных ситуациях применяется теория игр.
Игра – это упрощенная формализованная модель конфликтной ситуации. Суть игры сводится к однократному независимому выбору игроками своих действий, то есть стратегий из множества чистых и смешанных стратегий.
№1. Общие сведенья об играх.
Игры бывают:
Безколеционная (игроки не взаимодействуют);
Выпуклые (безколеционные с функцией выигрыша в виде множества в многомерном пространстве);
Деловые (это игры с имитационной моделью и взаимодействием игроков в виде диалога;
Динамические (несколько игроков реализуют стратегии в несколько ходов);
Кооперативные (игры, в которых участвуют несколько игроков и они собираются в коалиции);
Антагонистические (игры двух лиц с противоположными интересами);
Дифференциальные (антагонистические игры, в которых оба игрока управляют объектом, описываемым системой дифференциальных уравнений);
Матричные (антагонистически игры, в которых множество чистых стратегий обоих игроков конечны);
Игры на выживание (игра двух лиц состоящая из последовательности матричных игр, итогом является разорение одного из игроков).
№2. Управление в конфликтных ситуациях с использованием матрицы платежей.
Задача управления в конфликтной ситуации состоит в том, что бы выбрать такую стратегию (реакции на ситуацию) при которой управляемая система оказывалась бы в возможном более благоприятном положении даже при не благоприятных действиях противника.
Стратегией игрока называется совокупность правил, по которым он анализирует ситуацию и делает ходы от начала игры до ее завершения.
Исход игры можно записать в виде некоторого числа +1 выигрыш, -1 проигрыш, 0 ничья. Во время игры совершаются ходы. Их бывает 2 вида:
Личные (результат анализа ситуации одним игроком);
Случайные (результат того или иного случайного процесса).
Чаще всего анализируют конечные игры, то есть игры, при которых у каждого игрока есть лишь конечное число стратегий. Результаты конечной парной игры с нулевой суммой (одна сторона выигрывает то, что проигрывает другая). Можно задавать матрицей строки и столбцы которой соответствуют разным стратегиям, а элементы соответствующей выигрыш одной стороны. эта матрица называется платежной матрицей или матрицей игры.
| B1…. | Bn |
А1… | a11 | a1n |
Am | am1 | Amn |
Как правило величина выигрыша находится в пределах (λ;μ).
Стратегии, которые смешиваются для получения оптимальной стратегии, называются полезными. Решить игру означает найти пару оптимальных стратегий и цену игры.
Теория игр n x
Лекция №11 20.03.2012