logo search
lekcii

7.2. Масштаб снимка

Масштаб снимка является одним из важнейших показателей снимка. Размер объектов на снимке изменяется в зависимости от его масштаба. По масштабам аэрокосмические снимки можно разделить на следующие группы:

Название масштаба

Численный масштаб

аэроснимков

космических снимков

Крупный

Средний

Мелкий

1:1000-1:10 000

1:10 000-1:50 000

1:50 000-1:100 000

1:100 000-1:1000 000

1:1000 000-1:10000000

более 1:10 000 000

Следует отметить, что данное деление несколько условное. В настоящее время существует большое разнообразие снимков, которые могут составить непрерывный ряд масштабов в ту и другую сторону. Наибольшее применение в научно-практических целях получили среднемасштабные аэроснимки (1:10 000) и среднемасштабные космические снимки (1: 1000 000).

Существует понятие «идеальный снимок» - снимок, который может быть получен а том случае, если местность представляет собой плоскость, а оптическая ось аэрофотоаппарата в момент съемки находилась в отвесном положении. Такой снимок отличается от плана за переход от ортогональной проекции к центральной.

На обычных топографических картах, представляющих ортогональную проекцию местности, масштаб определяется отношением линии на карте к соответствующей горизонтальной линии, проложенной на местности. Определение масштаба аэроснимка, представляющего центральную проекцию изображений местности сложнее и зависит от фокусного камеры, высоты фотографирования Н, наклона оптической оси аэрофотокамеры в момент съемки и от рельефа местности.

Однако для «идеального снимка» масштаб можно определить из отношения фокусного расстояния фотокамеры к высоте фотографирования Н по формуле: , где m – знаменатель масштаба аэроснимка. Эта зависимость видна из рис. 24, где треугольник aSb подобен треугольнику АSB. Отсюда: . Это соотношение есть ничто иное, как масштаб аэроснимка, т.е. . Следовательно .

При проведении плановой съемки не удается получить точно и постоянно значение масштаба, приведенного в таблице. Это обуславливается колебанием высоты полета самолета, поэтому масштаб отдельных снимков может отличаться от среднего масштаба всей съемки, указанного в паспорте залета. Следовательно, в случае необходимости определение более точного масштаба снимков или отсутствием паспортных данных залета, их масштаб можно определить с использованием топографической карты путем сравнения длины идентичных отрезков, измеренных на снимке lCH и топографической карте LK по формуле: .

При составлении тематических карт в качестве картографической основы, как правило, используются плановые снимки, у которых искажения масштаба увеличиваются радиально от центра снимка к периферийным частям.

Поэтому при дешифрировании следует использовать центральные части аэрофотоснимков, так называемую рабочую или полезную их площадь. Для этого по середине продольного перекрытия каждых двух соседних снимков маршрута и по середине поперечного перекрытия соседних снимков смежных маршрутов опознаются и отмечаются идентичные точки. Ими могут быть пересечения дорог, углы угодий, отдельно стоящие предметы, поляны в лесу и т.д. Таким образом, на каждом аэрофотоснимке в четырех угловых его частях отмечаются четыре точки. Каждая из этих точек познается и отмечается на четырех снимках (на двух смежных снимках одного маршрута и двух смежных снимках соседнего маршрута). Выделенные четыре точки на одном снимке последовательно соединяют линиями, получается контур – рабочая площадь аэроснимка, имеющий общие границы с рабочими площадями смежных снимков (рис.25).