logo
Космические легенды Востока

По ту сторону космоса (парабраман)

Ты познал тайну о Великом Космическом Ритме.

Ты теперь знаешь о вечной смене Циклов Вселенной.

Ты захочешь узнать и дальнейшее:

Что же устанавливает деятельность этих периодов?

Что же дает импульс повторным рождениям

Космоса из Небытия?

Слушай, что расскажет об этом легенда.

В древнеиндусской священной книге «Вишну-Пурана» есть такое место: «Не было ни дня, ни ночи, ни неба, ни земли, ни тьмы, ни света — ничего, кроме Единого, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман». Вспомним также фрагменты из первой легенды, в которой говорится о «Едином в его дыхании без вздоха» и о «Нерушимом Вечном Дыхании, не знающем себя».

Эти отрывки говорят о том, что во время Маха-Пралайи, когда все сущее растворилось в Небытии, все же остается существовать Нечто нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная Причина Бытия, которая после Маха-Пралайи вызовет новое появление Вселенной. Так же, как после потухания Огня, после его растворения в Небытии, остается «Принцип Огня», который делает возможным повторное проявление Огня, вызывание его к Бытию. Этому Великому Божественному Принципу, или Закону, в легендах дано наименование «Парабраман» — То, что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана — Космоса.

Это Единое и Бесконечное Начало существует от вечности, являясь пассивным либо активным в регулярной и гармонической последовательности. При начале периода деятельности совершается распространение этого Божественного Начала — и видимый Мир является конечным результатом длинной цепи Космических Сил, последовательно приведенных в движение. Также, когда наступает возвращение к пассивному состоянию, происходит сокращение Божественного Начала — и предыдущее создание постепенно и последовательно растворяется.

В другой древней книге об этом сказано так: «Выдыхание Непознаваемого Начала рождает Мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается извечно, и наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не имеющих ни начала, ни конца».

Эта величественная Причина всего сущего легендами древности полагалась в основу Мироздания. Все древние народы поклонялись этому Единому Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это Великое понятие один из гимнов Абсолюту — Парабраману:

Ты — Един, начало всех чисел, основа всех Построений.

Ты — Един, и в Тайне Твоего Единства теряются

Мудрейшие из людей, ибо они не знают Его.

Ты — Един, и Твое Единство никогда не

Умаляется и никогда не расширяется, и не может Быть изменено.

Ты — Един, но не как элемент исчисления, ибо

Твое Единство не допускает умножения,

Изменения или формы.

Ты — существуешь, но понимание и зрение

Смертных не может ни постичь Твоего

Существования,

Ни определить Твое «Где? Как и Почему?»

Ты — существуешь, но в Себе Одном, ибо никто

Другой не может существовать с Тобою.

Ты — существуешь прежде всех времен и вне

Всякого места.

Ты — существуешь, и Твое существование так

Глубоко и сокровенно, что никто не может

Проникнуть в Твою Тайну и открыть ее.

Ты — жив, но вне времени, которое можно

Установить или знать.

Ты — живешь, но не силою духа или души, ибо

Ты есть Сам Душа всех Душ!

Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческого понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о Нем невозможны. Так, Сократ неизменно отказывался обсуждать Тайну Мировой Сущности. Абсолют есть Беспредельность, потому всякие суждения о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и Красота Беспредельности не укладываются ни в нашем ограниченном представлении, ни в наших терминах и должны оставаться в пределах Несказуемого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Космоса.

Во всех легендах Парабраман, или Абсолют, является чисто философским понятием — Принципом, Законом или Началом, на котором зиждутся Бытие и Небытие Космоса. Но служители религий персонифицировали это философское понятие, переделав его в идею «Единого Бога», «Творца Земли и Неба». Таким умалением это Великое понятие было низведено до бога-личности, до «Властелина Вселенной». Этот личный бог обладает уже определенным характером: он сердится, карает, награждает. Но его можно и умилостивить, особенно, если приносятся определенные жертвы слугам его... Да, такого«бога» древние легенды не знают.

Так повествует легенда о второй Тайне Космоса — о Вечном и Неизменном Начале Вселенной.

ТАЙНА ТРЕТЬЯ