2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
(Идеальный объект и бессубъектное изображение природы)
Гносеология-познание. Анализ гносеологического аспекта естествознания обычно
предпосылается утверждением о том, что естествоиспытатели не просто познают
природу, не просто созерцают ее от природы же данным умом, а работают в
системе идеализаций, в рамках которых определяется и осмысляется как объект,
так и субъект знания. Определение таких рамок для экологизации естествознания
составляет содержание гносеологического анализа.
Тот факт, что в основании естествознания лежат определенные идеализации типа
материальной точки, не является открытием современной методологии и может
считаться фактом, прочно установленным (в общем виде) еще во времена Декарта.
Такой же прочностью обладает и представление о том, что содержание этих
идеализаций определяется предварительной работой методов, методической
"обработкой" природы. Если мы не знаем как устроен какой-либо объект, то мы
знаем как это можно узнать. Такова сила метода. Отказываясь от представлений
о фундаментальном (исчерпывающем) уровне природы, мы ведь тем самым признаем,
что не только не знаем этого уровня, но и не знаем как его узнать. Тем самым
возникает познавательная ситуация, в которой описание природы выступает в
качестве проблемы описания ее ускользающего "что". Мир индивиден. Объектное
мышление застревает на уровне описания существования, оставляя без внимания
его субстанциальную связность. Экологическое сознание делает "проход" к
пониманию субъектной связанности природы. Наблюдение, эксперимент,
моделирование и соответствующие им методы описания, классификация,
аксиоматизация и т.д.
Наука- часть духовной культуры: этика, искусство, философия. Наука описывает
мир, путем формулирования законов природы- это необходимая, устойчивая связь
между объектами и явления природы (их более 1000). Закон причинности- у
каждого явления есть свои причины. Существует 2 уровня познания:
эмпирическое- познание опытом и теоретическое- познание по средствам логики,
открывает новое уже из известного.
- 1. Естествознание и его основные концепции
- 2. Гносеологические аспекты естествознания. Научные законы.
- 3. Наука и культура. Критерии истинности в науке. Основные принципы научности.
- 4. Классификация наук. Теоретическое и эмпирическое знание
- 5. Проблема двух культур в науке. Научная ответственность
- 6. Основные научные методы
- 7. Научные картины мира и научные революции
- 9. Возникновение научного знания
- 12. Значение средневековой науки
- 14. Законы Кеплера. Принципы Галилия
- 15. Ньютон, первый фундаментальный закон природы
- 16. Фундаментальные физические постоянные
- 17. Возникновение научной химии.Системные химические теории
- 18. Классическая термодинамика
- 19. Энтропия, закон Больцмана
- 20. Возникновение научной биологии. Дарвинизм. Генетика
- 21. Теория Максвелла. Кризис в физике в конце XIX в.
- 22. Нобелевские премии и Нобелевские лауреаты
- 23. Солнечная система
- 24. Звезды, их эволюция
- 25. Галактики. Космические расстояния
- 26. Метагалактика и Вселенная
- 27. Эволюция вселенной. Физический вакуум. Закон Хабба
- 28. Жизнь и разум во вселенной. Опасность Космоса
- 29. Строение атома
- 30. Понятие кванта. Формула Планка
- 31. Принцип неопределенности. Поведение квантовых объектов
- 33. Элементарные частицы
- 34. Теория кварков. Планковская длина. Суперструны
- 35. Фундаментальные физические взаимодействия
- 36. Теория Объединения. Физическая симметрия. Супергравитация.
- 38. Специальная теория относительности
- 39. Свойства физического пространства, причина времени
- 40. Общая теория относительности
- 41. Всеобщий релятивизм
- 42. Понятие системы
- 43. Типы систем
- 44. Науки о сложных системах
- 45. Эволюция систем
- 46. Самоорганизация. Антиэнтропийные процессы
- 47. Определение жизни
- 49. Структурные уровни организации живого
- 53. Возникновение жизни. Теория Опарина. Опыт Миллера
- 55. Учение Вернадского
- 56. Эволюционизм
- 60. Будущее науки