logo
Космические легенды Востока

Шагаем по эпохам

Коренные Расы и их подрасы выполняют свои роли в драме Жизни, чтобы дать нам опыт. Вот почему Иерархия вносит в подрасы физические различия и помещает их то среди гор, то по берегам морей; вот почему Иерархия посылает в подрасы различные аспекты Единой Истины, выраженные в религиях и философиях, которые появляются в различных подрасах под Ее Руководством.

Представим себе душу, рождавшуюся поочередно в каждой подрасе, начиная со дня рождения в первой подрасе атлантов, — какой своеобразный опыт будет у души, воплощенной в примитивном великаноподобном человеке! И как различен будет этот опыт во второй подрасе — у души горца молчаливого, выносливого, чуткого к переменам солнца и облаков. Воплотившись в толтека — в Атлантиде или Перу, она будет иметь опыт администратора в одном из удивительнейших патриархальных управлений, которые составляли славу толтеков. Такой администратор взял бы на себя всю тяготу забот о благосостоянии какой-нибудь деревни или провинции, учась при этом подавлять свою личность в пожизненном служении своим согражданам.

В качестве туранского колониста душа привыкает странствовать в поисках новых земель и бороться с природой на новых поселениях. В качестве воинственного первобытного семита она научается быть прежде всего бойцом, развивающим быстроту решений и сознающим, что его жизнь принадлежит не ему самому, а племени. Как мореплаватель и торговец в аккадийской подрасе, человек познает магическую силу моря, он познает необходимость учитывать психологические моменты в распределении товаров и разовьет умственную силу в деловом соревновании. А затем как китаец-земледелец, не оставляющий никогда фермы, унаследованной от предков, так близко узнает он немногочисленных жителей своей деревни, деля их заботы и горести и научаясь познавать внутренний смысл жизни вдали от шума войн и торговли.

Следя за странствиями души в ее новых рождениях, остановимся на ее появлении среди Пятой Расы. Наверное, жизнь в Индии оставила свой неизгладимый отпечаток в ней, дав ей нечто от присущего индусу философского и отвлеченного взгляда на жизнь. А ранее, в Древнем Египте, среди его практичного и счастливого народа, не отдававшегося мечтам, она развивала другую сторону природы своей.

И если бы человек родился арабом в самом сердце пустыни, неужели эта пустыня не оставила бы в его душе своего отпечатка, снабдив ее тонкою чуткостью, ощущением невидимой жизни в природе и ее величия?

В качестве иранца, рожденного в цивилизации, направляющей его усилия к успеху в торговле, он должен был научиться изобретательности, инициативе и честному ведению своего промысла.

Затем как кельт, возможно, как грек в Афинах, — какое новое восприятие возникнет у него! — уверенного, что боги повсюду, как в воде, так и на суше; уверенного в своем божественном происхождении, рожденного для того, чтобы преобразить жизнь в искусство, имея идеалом всестороннее знание, которое развивает цельность природы и здоровое настроение сердца.

Как римлянин — твердый в уверенности, что религия, семья и государство представляют одно целое, и с глубоким чувством законности и готовностью подчиняться закону, чтобы научиться искусству управлять. Либо как француз или итальянец, чутко и быстро отвечающий на эмоции, увлекающийся идеями помимо всяких материальных соображений.

А затем, рожденный как представитель Тевтонской подрасы в Скандинавии или Англии, или же в Америке. Какие новые способности может приобрести его душа в добавление к уже имеющимся свойствам? Практичность и, благодаря научным исследованиям, способность сверхличного суждения, добросовестность в деловой сфере и индивидуализм. А разве Бетховен, Вагнер и Шекспир не дадут ему нового понимания жизни?

О будущей подрасе — шестой— возникающей теперь в России и других новых местах, мы уже можем предсказать некоторые качества: чувство братства и новое понимание отношений между родителями и детьми, сотрудничество в делах и материальной эволюции, интуиция, умение подходить по-новому к мировым проблемам, освобождение от традиций старого мира, любовь к солнечному свету, свежему воздуху и ко всему, что сближает людей.

Представим себе также, как различны должны быть опыты души в тех же самих подрасах, если она воплотится в теле женщины, выполняя женские обязанности — в ней разовьются новые чувства и новые точки зрения, без которых душа была бы, наверное, беднее. И так как человек должен обладать не только качествами, присущими людям различных положений и состояний, но и качествами, присущими различным полам, то он воплощается то в мужском, то в женском теле. Число воплощений, мужских и женских, зависит от способности души претворять добытый жизненный опыт в способности. Обычнобывает не более семи и не менее трех воплощений подряд в одном поле.

Так возвышаются и падают цивилизации, развивая в людях то или иное качество, но в основе всего — процесс перевоплощения. Цивилизации появляются и исчезают только для того, чтобы стать для нас полем опыта, дать нам новые переживания в различных жизнях. Они создаются из праха, им дается сыграть свою особую роль, и затем они или погружаются в пучины морские, или разрушаются в огненном катаклизме. Но все они служат только сценами в драме, начертанной Логосом для нас, дабы, хорошо и верно исполняя свои роли, мы смогли бы когда-нибудь уподобиться Ему.

Человек проходит поочередно через все Эпохи и Расы, через все культуры, через все общественные положения для того, чтобы своимсобственнымусилием,своим собственнымтворчеством развить до полноты все те Божественные свойства, которые заложены в нем как возможности.

Каждая смена жизни, подобно лекарству, исцеляет какую-то нездоровую сторону человека. Не будет сиять камень, недостаточно отшлифованный. Великие воплощения иногда сменяются как бы незаметными — кто знает, какой ценный предмет должен быть найден во время трудного Пути?

Царь может оказаться чернорабочим, а сапожник — сенатором, — смена воплощений идет по основам психическим, но не по земным отличиям. Знатные воплощения чередуются с трудовыми. Трудовое воплощение может повысить сознание превыше всех владык мира сего. Все области тяжкого труда полны нахождений.

Гонимые научаются больше, чем гонители.