23 Июня. Купальницы.— Обряды.
Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus. Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии сбирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр.
На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.
По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле-Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.
Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы, умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщиньд. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую обязанность в жизни.
Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней.
Во многих местах имя Купальницы усвоивалось вместо названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.
В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.
«Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого бога-чества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь-боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было — желанного детища. Скорбит князь-боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь-боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю-боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь-боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада. Просыпается князь-боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спроша.ет князь-боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню». И нудил он, князь-боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь-боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой». Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая пдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь-боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой. Со той поры поселилась у князя-боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя-боярина во дворе до исхода души».
- 1 Января.Васильев день.— Васильев вечер.— Авсень.— Гадания.— Проказы ведьм.
- 3) Обряд хождения по домам мне известен только в двух губерниях, Костромской и Рязанской.
- 2 Января. Святочные гадания.—Почетные проводы гостей.— Предосторожности.— Смывание.
- 3 Января. Святочные гаданья.— Предосторожности.— Отчитывания.
- 4 Января. Последние святочные гадания.— Приметы.— Чертополох
- 5 Января.Крещенский вечер.— Звезды.— Колыхание воды в полночь.— Крещенский снег
- 6 Января. Водокрещи.— Крещенские морозы.— Встречи.— Предсказание
- 18 Января. Афанасьевские морозы.— Изгнание ведьм
- Месяц февраль
- 1 Февраля. Заклинание.— Приметы
- 2 Февраля. Сретенские морозы.— Приметы.— Предания
- 3 Февраля. Починки.— Поверье
- 5 Февраля. Поверье.— Трубы
- 15 Февраля. Окличка.—Семенное.—Зорнить пряжу
- 20 Февраля. Маньяк.— Приметы
- 25 Февраля. Приметы.— Кумаха
- 28 Февраля. Капельник.— Овечья одышка
- 29 Февраля. Опасения
- Месяц март
- 1 Марта. Наблюдения.— Окличка весны.— Плюшниха.— Сроки.— Снег
- 4 Марта. Грачевники — Кикиморы
- 9 Марта. Сорок сороков.— Окличка весны
- Месяц апрель
- 23 Апреля. Наблюдения.— Обряды.— Угощенья - Сказание о Георгии Храбром
- 30 Апреля. Наблюдения
- Месяц май
- 1 Мая. Посевы.— Гулянья
- 9 Мая. Приметы
- Месяц июнь
- 10 Июня. Поверья.
- 16 Июня. Приметы.—Толока
- 20 Июня. Приметы
- 23 Июня. Купальницы.— Обряды.
- 24 Июня. Иванов день.— Купало.— Обряды
- 30 Июня. Провожание весны
- Месяц июль
- Месяц август
- 1 Августа. Наблюдения
- 6 Августа. Наблюдения
- 15 Августа. Обычаи
- 16 Августа. Посевы
- 18 Августа. Приметы
- Месяц сентябрь
- 1 Сентября. Обычаи
- 8 Сентября. Аспосов день
- 15 Сентября. Наблюдения
- Месяц октябрь
- Месяц ноябрь
- 1 Ноября. Замечания.— Обычаи
- 26 Ноября. Юрьев день
- 30 Ноября. Приметы
- Месяц декабрь
- 1 Декабря. Обычаи
- 12 Декабря. Солоноворот
- 25 Декабря. Святки.— Обряды