logo
ксе

7. Научные картины мира и научные революции

Научная картина мира — это система представлений об общих закономерностях в

природе, возникающая в результате синтеза знаний, полученных в рамках

различных научных дис­циплин.

Исторически первая естественнонаучная картина мира сло­жилась в XVII—XVIII

вв. на основе классического естествозна­ния. В XVII—XIX вв. наука по сути

дела играет роль религии, способной дать ответы на фундаментальные воп­росы

устройства мира и бытия человека. Научная картина мира понималась как точная

копия реальности, существующей независимо от человека. Механистически понятая

Вселенная пред­ставляет собой пустое пространство, в котором по четким, легко

просчитываемым траекториям движутся массы вещества. Однако в науке происходит

смена стилей мышления, миро­воззренческих парадигм и способов интерпретации

проблем. Во второй половине XIX в. начинают быстро развиваться гуманитарные и

социальные науки, которые по своему содержа­нию (предмету, методу, формам

существования) конфликтуют с классическим образом научности. Научная

революция на рубеже XIX—XX вв. повлекла за собой трансформацию, основ­ных

«параметров» классического взгляда на реальность. Суть этих изменений можно

описать так: механистический взгляд на мир сменился взглядом органическим и

системным. Начало трансформации от механистической к органической картине

мира положили открытия в физике: общая и специальная теория относительности

А. Эйнштейна, опыты с радиоактивными альфа-частицами Э. Резерфорда, работы по

квантовой механике Н. Бора, открытие принципа неопределенности В.

Гейзенбергом. Дальнейшее содержательное наполнение системной парадигмы

происходило за счет новых данных, которые предоставляли пси­хология, в рамках

которой сформировалась концепция бессозна­тельной психики, биология и

генетика с их успехами в области постижения сущности жизни, астрофизика,

изучающая законо­мерности существования мегамира, кибернетика и синергетика,

описывающие поведение сложных открытых систем, и др. Новая органическая

парадигма отказывается от субстанциональной концепции про­странства и времени

в пользу реляционной. Согласно со­временному взгляду на мир материя не

сводится к веществу, су­ществуя как в вещественной, так и в полевой форме, а

также в виде плазмы и вакуума. Трансформации материи могут быть описаны

одновременно как взаимодействия частиц и как волно­вые процессы. Связи между

событиями и явлениями во Вселенной необъяс­нимы только с точки зрения

ньютоновско-картезианской причин­ности, требуются иные способы интерпретации

существующих в мире закономерностей.