logo

Глава 8. Панчакарма — аюрведическое лечение

В аюрведе применяются две основные техники лечения, каждая из которых имеет конкретную цель. Терапия шамана используется для смягчения симптоматики, тогда как терапия шодхана — для устранения причин. Подходящий способ лечения выбирается в зависимости от специфики пациента, природы и стадии заболевания.

ШАМАНА ЧИКИТСА (СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ)

Название «шамана» происходит от глагола «подавлять». Эти процедуры смягчают симптоматику заболевания или избавляют от них. Лечение шамана позволяет улучшить самочувствие больного, подавляя действие амы, накопившейся в теле. Принимая аспирин от головной боли, мы используем терапию шамана — успокаивающее, паллиативное лечение. Шамана не затрагивает корней заболевания и не может принести полного исцеления. Она — словно скашивание травы на уровне земли. Некоторое время сад будет свободным от сорняков, но они неизбежно появятся снова. Точно также, если мы не избавимся от корней (ама), не изменим питание и образ жизни, некоторое время спустя симптомы вернутся вновь.

В детстве я пережил момент, хорошо иллюстрирующий терапию шамана. Когда я был маленьким, меня мучили нарывы. Мать вела меня к дерматологу, тот прописывал много лекарств, нарывы исчезали, но через некоторое время появлялись вновь.

К счастью, в то же самое время к нам приехала моя бабушка — очень мудрый человек. Она заметила мою проблему и сразу спросила, нет ли у меня запора Моя мать ответила, что я ленюсь ходить в туалет Бабушка приготовила мне отвар трипхалы в достаточно концентрированной дозе, чтобы он сработал как слабительное. Через двадцать четыре часа нарывы исчезли. Мама приняла меры, чтобы я привык ходить в туалет каждое утро. Нарывы больше не возвращались Бабушка объяснила, что вследствие запора отходы и токсины всасывались в толстом кишечнике, что вызывало нарывы, и кожа здесь ни при чем. В то время я не мог понять, как прием слабительного мог привести к избавлению от кожных проблем. Я оценил значение происшедшего только много лет спустя.

Вскоре после того, как я начал клиническую практику, у меня появился пациент с серьезными кожными проблемами. Он страдал от нарывов в течение длительного времени и заметил, что как только он принимал дозу касторового масла, нарывы временно исчезали, но всегда возвращались. Я вспомнил, что со мной случилось в детстве, и нашел объяснение ситуации моего пациента в аюрведической науке Нарывы появляются в результате попыток тела избавиться от токсинов через кожу, покуда последние остаются в теле. Чем старше человек, тем больше амы. Когда я был мальчиком, один прием слабительного и регулярное посещение туалета были достаточны для исцеления. Однако для зрелого человека в возрасте 30 — 40 лет, который десятилетиями ел неправильно, страдал от плохого пищеварения и неполного удаления отходов, только слабительного было недостаточно.

Гомеостатические механизмы моего пациента постоянно работали на восстановление утраченного здоровья. Каждый раз, когда нагрузка на дхату становилась слишком большой, тело делало попытку вынести токсины на поверхность через кожу.

То, что многие симптомы можно устранить с помощью слабительного, указывает на связь между слизистой оболочкой пищеварительного тракта и кожей. Применение касторового масла — хороший пример шаманы, которая избавляет от симптомов, но не устраняет причин.

ШОДХАНА ЧИКИТСА (ПРОЦЕДУРА ИСКОРЕНЕНИЯ БОЛЕЗНИ)

Название второй техники, шодханы, происходит от глагола «уходить». Она искореняет основу болезненных процессов. Терапия шодхана «выдергивает сорняки с корнем» — избавляет организм от амы и мал, а также восстанавливает баланс дош. Она считается терапией более высокого уровня, чем шамана.

ПАНЧАКАРМА

Любое заболевание указывает на то, что токсическое действие амы достигло критической точки. Панчакарма является самой главной среди процедур шодханы, так как она заставляет доша гати работать в обратном направлении — забирать токсические отходы из дхату.

Панчакарма обращает вспять движение амы, которое происходит на третьей и четвертой стадиях болезни. Во время прасары — стадии распространения болезни — ама истекает из мест ее накопления в желудочно-кишечном тракте и перетекает в другие области тела. Во время стхана самшрайя ама закрепляется в ослабленных органах, где ее разрушающее влияние приводит к финалу болезни.

Панчакарма существует для того, чтобы вывести аму из дхату, вернуть ее в пищеварительный тракт и изгнать из организма.

Мужчина, страдавший нарывами, которого я упоминал ранее, прошел панчакарму и причина болезни была удалена.

Уникальность панчакармы состоит в том, что в фокусе ее внимания находится пациент, а не болезнь. Во время выполнения панчакармы для исцеления распознаются и используются особенности физиологии и анатомии пациента. Происходит не только «лечение» больных органов и тканей, но и управление дошами, переносящими аму.

Подход панчакармы прост и элегантен. Во время панчакармы

Учитываются природные циклы миграции дош и используется активная фаза каждой доши для выведения амы, которая связана с этой дошей, из дхату и изгнания ее за пределы тела. Панчакарма отличается от всех существующих форм терапии, включая другие методы детоксикации.

Название панчакармы происходит от двух санскритских слов: «панч» — «пять» и «карма» — действие. Это пять основных процедур, которые используются для очищения организма от всего постороннего. Каждая процедура панчакармы работает с дисбалансом конкретной доши и соответствующей амой.

Хотя пять очистительных процедур и составляют ядро панчакармы, она включает в себя и другие действия. Панчакарма состоит из трех стадий. Первая стадия — пурвакарма — состоит из важных подготовительных процедур, которые готовят тело к расставанию с токсинами на главной (второй)стадии. Последняя (третья)стадия — пасчаткарма — следует за главными очистительными действиями и состоит из процедур, целью которых является восстановление сильного пищеварительного агни и омоложение дхату. Последующие процедуры разработаны с целью питания и укрепления дхату. Они призваны установить постоянный, здоровый уровень энергии, активизировать иммунную систему и воссоздать тело.

Чтобы разобраться, каким образом в ходе этих процедур удается достигнуть полного физиологического очищения, мы должны очень ясно представлять принципы миграции дош. Мы кратко обсудили этот предмет в третьей главе, а сейчас рассмотрим его более детально.

ДОША ГАТИ В ТЕРАПИИ ШОДХАНА

Доши обеспечивают жизненную связь между желудочно-кишечным трактом и дхату. Напоминаем, что дхату — это плотные структуры, удерживаемые внутри тела, и что кроме дхату существуют малы, отходы, предназначенные к выведению из организма. Доши, в свою очередь, не удерживаются и не изгоняются, и к тому же обладают способностью путешествовать по организму. Благодаря регулярному и предсказуемому движению дош жидкости и полутвердое вещество постоянно переносятся между полыми органами тела и более плотными, глубокими органами. В норме доши переносят питательные вещества в направлении дхату и забираю отходы из дхату для удаления.

Рассмотрим два примера.

Когда мы много говорим, во рту пересыхает. Движение воздуха через рот истощает водянистые секреты капхи. Мы начинаем испытывать жажду. Если мы не будем пить и просто закроем рот, то через некоторое время появится слюна, так как организм мобилизует жидкость из глубоких дхату посредством ваты.

Когда мы испытываем большие физические нагрузки, мы также испытываем сухость во рту. Почему? Потому что доши забирают влагу вглубь, к мамса дхату, чтобы обеспечить адекватную смазку и пластичность. Потребляя много жидкости во время физической деятельности, мы редко ходим помочиться, потому что доши непрерывно перемещают жидкость из пустот к местам ее потребления. Однако, если мы выпьем то же количество жидкости, находясь в расслабленном состоянии, большая ее часть перейдет в мочу, потому что мамса дхату не нуждается в большом количестве жидкости, и доши переносят ее обратно в пустоту мочевого пузыря.

В каждом из рассмотренных нами примеров доши выступают в качестве транспортного средства, перенося влагу туда и обратно, в зависимости от потребностей. Дхату не могут самостоятельно выполнять эту функцию, так как закреплены в месте своего пребывания и связаны со шротами. Мала также не способны переносить жидкость, так как, покидая место своего пребывания, они тотчас изгоняются из организма. Доши представляют собой функциональный разум, поддерживающий тело в равновесии, доставляя органам питание и удаляя малы.

Как уже говорилось, если ама в избытке накапливается в местах своего формирования, доша гати подхватывает ее и переносит к дхату. Там ама закрепляется и проявляет себя в виде острых или хронических заболеваний. Доши могут переносить аму в обоих направлениях — к тканям и от тканей (для удаления). Доши — мудрая субстанция. Каждая доша собирает собственный тип амы и относит ее в соответствующее место желудочно-кишечного тракта для изгнания в предназначенное время.

Дважды в сутки наступает фаза активности одной из дош, в полном соответствии с циклами бхут в природе. Рано утром преобладает влияние капхи, и это лучшее время для удаления из организма капха-ассоциированной амы. Именно в это время избыток капхи наиболее легко перемещается из глубоких областей тела в пустоту носоглотки и становится доступным для отделения в виде слизистых секретов. Второй период активности капхи длится с Шести до десяти часов вечера. Однако, поскольку в это время мы более активны, жидкости уносятся из желудочно-кишечного тракта на периферию для поддержания активности дхату.

Процедуры панчакармы для конкретных дош

Ваманкарма Зона капха-доши

Насьякарма

Виричанкарма Зона питта-доши

Рактамокшана

Бастикарма Зона вата-доши

(Анувасан и нируха)

Для удаления избытка капхи, а также капха-ассоциированной амы из организма, в панчакарме используются две основные процедуры. Насья — введение в носовые ходы специальных лекарственных препаратов — это устраняет застой токсинов в носовых пазухах. Вамана (терапевтическая рвота) устраняет застой токсинов в желудке. Панчакарма, как правило, рекомендует выполнять эти процедуры рано утром, когда избыток капхи наиболее доступен для отделения.

Во время периода активности питты, с десяти часов утра и до полудня, усиливаются процессы трансформации и всасывания. В это время особенно ярко проявляются функциональные нарушения питты. Второй такой период начинается за два часа до полуночи и продолжается в течение четырех часов. Именно в это время, когда питта наиболее легко перемещается от внутренних органов к пустотам кишечника, легче всего удалить питта-ассоциированную аму из тонкого кишечника. Панчакарма достигает этой цели с помощью виречаны (терапия слабительным).

Во второй половине дня, с трех часов и до заката, в организме активизируется вата; он становится подвижнее. Второй период подвижности наступает в предрассветные часы, когда природа начинает просыпаться под действием вайю бхуты. Для успокоения гиперактивной ваты и вата-ассоциированных токсинов панчакарма использует басти (лечебная клизма). Наибольшая польза от этой процедуры достигается, если ее выполнять ближе к вечеру.

Функциональная активность ваты распространяет свое влияние на все доши, так как вата — главный движитель организма. Яла не содержит внутреннего импульса к движению, и река течет только с помощью вайю. То же справедливо в отношении агни. Именно вайю заставляет пламя вспыхивать и танцевать. Поскольку вата-доша инициирует и толкает все процессы в организме, согласно аюрведе — это «главный игрок», а значит, нормализация ваты — наша главная цель.

Теперь, получив представление о панчакарме, мы можем более подробно обратиться к ее практической стороне. В следующей главе мы рассмотрим первую из ее трех стадий — подготовительные процедуры пурвакармы.