Выяснение причин крушения шаттла "Челленджер"
2.1 Объект контроля
Причиной аварии стало ненадежное соединение сегментов твердотопливных ускорителей «шаттла».
Размещено на http://allbest.ru/
Рисунок 5 Твердотопливный ускоритель (ТТУ) «шаттла»
Ускорителей у Шаттла 2 штуки.
Основные характеристики ускорителей (в сумме на 2 ускорителя):
Характеристика |
Величина |
|
Тип |
Твердотопливные |
|
Окислитель |
Перхлорат аммония |
|
Топливо |
Алюминиевая крошка и полимер (PBAN или HTPB) |
|
Тяга |
25 МН |
|
Удельный импульс |
269 м?с |
|
Время работы |
124 с |
Рисунок 6 Твердотопливный ускоритель (фото)
Коротко - технические характеристики твердотопливных ускорителей (ТТУ) системы «Спейс шаттл»:
· длина 45,5 м;
· диаметр 3,7 м;
· тяга двигателя на уровне моря 1202 т;
· стартовая масса около 600 т;
· вес конструкции без топлива 78 т.
При старте ускорители держат на себе вес всего «шаттла» и его внешний топливный бак. При старте ускорители дают около 71% всей тяги. Остальные 29% тяги дают основные двигатели Шаттла.
Каждый ускоритель состоит из следующих компонент:
· Двигатель
· Топливо
· Соединительные элементы
· О-кольца из синтетической резины между соединениями
· Инструменты для полёта
· Парашюты для возвращения ускорителей на землю
· Устройства для удержания на плаву
· Сигнальные устройства для поиска ускорителей на воде
· Взрывчатка для отделения от внешнего топливного бака
· Системы управления тягой
· Механизм самоуничтожения
В данном случае актуален контроль О-колец из синтетической резины.
Рисунок 7 Соединение сегментов в момент старта.
В момент старта из-за больших перегрузок между сегментами ТТУ образуется пространство, в которое устремляются продукты сгорания. О-кольца должны обеспечить герметичность соединения.